СЕРГЕЙ ФИРСОВ: «КОГДА С ЧЕРНЕЦКИМ РАЗГОВАРИВАЕШЬ, СРАЗУ ВИДНО – НЕ ВСЕМ ДАНО»

Мы стояли на входе у той самой котельной «Камчатка», где некоторое время он трудился с Цоем, и куда стекалась творческая компания мыслящих, пробивающих словом и эмоцией – Башлачёв, Машнин многие другие. Сергей рассказывал о появлении Чернецкого в котельной, в начале 2000-х. С виду грозный, но такой чуткий и хранящий музыкальные тайны, Сергей Фирсов, вызывает не просто уважение к делу своей жизни, но и является носителем культуры русского душесловия, и одновременно – индикатором современных перемен в жанре: «рок на русском языке». Каждое его интервью – оттеск о главном, что происходило с 60-х и до 2010-х в нашей музыке. Наслаждайтесь. Сергей Фирсов немного о «Разных Людях».

 

Из интервью Сергея Фирсова для книги: «Жизнь стоит того…»:

 

В какой момент своей жизни узнали о Чернецком?

Про харьковскую «Группу Продлённого Дня» (далее – «ГПД») узнал намного раньше их появления на 6-м Ленинградском рок-фестивале, хотя в Харькове ни разу не был. А в Киеве бывал часто, поскольку с «Гражданской Обороной» ездили на фестиваль.

Услышал «ГПД» вживую в 1988-м, а пересеклись физически в 1989-м, в Таллине. Тусовался по всем фестивалям страны и к нам многие приезжали. До момента личной встречи слышал их записи, которые кто-то привёз. Записи ведь активно распространяли по всей стране.

Александр Чернецкий, Пётр Белецкий и Сергей Фирсов. Период записи альбома «Comeback». Санкт-Петербург. 2000. Фото из архива Александра Чернецкого.
Александр Чернецкий, Пётр Белецкий и Сергей Фирсов. Период записи альбома «Comeback». Санкт-Петербург. 2000. Фото из архива Александра Чернецкого.

Лично вы распространяли записи «ГПД»?

Да! Естественно, как появились записи «ГПД», стал их распространять. Они, безусловно, мне понравились. Была система отбора. Привозят, например, чемодан бобин. А там – весь «Аквариум». Говорю: «Ну нет! Половина альбомов «Аквариума» на моё усмотрение». Записывал только то, что самому нравилось.

Наиль Кадыров, Александр Чернецкий. Первые выступления «Разных Людей» в новом составе. Санкт-Петербург. 2000. Фото из архива Александра Чернецкого.
Наиль Кадыров, Александр Чернецкий. Первые выступления «Разных Людей» в новом составе. Санкт-Петербург. 2000. Фото из архива Александра Чернецкого.

Музыканты, которым вы помогли в Петербурге, говорили, что обладаете таким качеством, как: «слышать главное в исполнителе». Вы можете как-то это объяснить? Что это за качество?

Качество-качеством, но важна подготовка. С детства слушал разных бардов, поскольку папа этим увлекался. Юрий Кукин учил меня фигурному катанию в первом классе. Папа с ним корешил. Дома появлялись записи Галича, Высоцкого и всех самых интересных на то время исполнителей. Концерты посещал с детства. Отсюда и подготовка к определённому уровню поэзии. Поэтому, когда слышал признанных людей, понимал, как это звучит.

Это происходило и с рок-музыкой?

С чем угодно. К примеру, я записал первый альбом Михаилу Шелегу задолго до того, как он стал узнаваем. В общем, мне всё равно, как это называется. В принципе, это может быть просто мелодекламация. Для меня не важно, рок или не рок.

В конце 1970-х много бардов слушал, когда ещё нашего рока толком не было. Ходил в кафе «Восток». Высоцкого только никогда не видел вживую. Очень жалею. Маловат был.

Сергей Фирсов, Александр Чернецкий и слушатели. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2008. Фото из архива Александра Чернецкого.
Сергей Фирсов, Александр Чернецкий и слушатели. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2008. Фото из архива Александра Чернецкого.

Что услышали в творчестве Чернецкого, когда тот переехал в Петербург?

Когда Саша переехал, всё было понятно. Изначально описал бы это так: здорово, оригинально, жёстко, больно! Человек всё это от души делает. Сразу слышно – выковыривает себя полностью. Таких, как он, можно по пальцам пересчитать. Мне сразу понравилось. У него на то время было мало записей. Даже не помню, были ли из них какие-то качественные.

Как узнали о переезде Чернецкого в Петербург?

Через Чижа. Мы виделись на концертах почти каждый день. Одна тусовка. Алексей Хрынов постоянно приезжал, и мы все дружили. Во время одной из таких встреч узнал, что Чернецкий переезжает. Сашка не сразу ведь переехал. Несколько раз приезжал сюда с концертами и ещё записывали альбом. Решение зрело постепенно.

Александр Чернецкий и Максим Зорин. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2006. Фото: Геннадий Эванс.
Александр Чернецкий и Максим Зорин. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2006. Фото: Геннадий Эванс.

Вы сразу включились в организацию выступлений Чернецкого?

Был почти на всех первых его концертах в Петербурге, и все они были замечательные. В клубе «Зоопарк» записал пару его выступлений.

Мы всегда помогали, чем могли, музыкантам, которые нам нравились. В первую очередь – знакомствами. Сводили с продюсерами, таскали по концертам, чтобы человек вошёл в среду.

Чернецкий долго ждал, что к нему приедут харьковские музыканты, но этого не случилось. Он любит свою группу. Да и сам считаю, что это шикарная группа со своим неповторимым стилем. У здешних «Разных Людей» такого стиля не наблюдается. Все альбомы совершенно разные, потому что во всех альбомах записались в прямом смысле – разные люди.

То есть, музыкант попадает в тусовку, как было с Башлачёвым, и он может снять квартиру, доехать на такси, получает надёжную опору?

Именно. Только сейчас помогать некому. Деньги есть, а некому. При нынешних возможностях вообще не понимаю, как помочь музыканту. Выпустить альбом, который никто не будет покупать? На радио и в клубы не берут, если человек собирает меньше 100 слушателей. Замкнутый круг. Знаю музыкантов, которым просто не сделать концерт. На него придёт 10 человек, и он спросит: «Мне надо будет платить свои деньги?». Любой клуб стоит денег – аренда, зарплата и так далее.

Сергей Фирсов и Инна Чернецкая. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2010. Фото: Олег Львов.
Сергей Фирсов и Инна Чернецкая. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2010. Фото: Олег Львов.

В начале 2000-х у вас была большая музыкальная солянка из людей, переехавших в Петербург. Вы приглашали их на мероприятия, и многие из них стали известными. Это отличается от того, что есть сейчас?

Приезжали яркие люди, которые были звёздами в своих городах, в отличие от, например, группы «ЧЧ». Однако после них, собственно, никого не было. Куда-то всё ушло. Появляется какая-то молодёжь, но она уже настолько не такая. Пытаюсь слушать, но ничего не слышу. Одни стилевые формы, а в текстах – мыслей нет.

Были ли моменты, когда видели, что Саше не очень хорошо на концерте?

Саша никогда не подавал вида. Хотя иногда было видно, что ему трудно. Он – кремень.

Что вас удивило в нём?

В первую очередь, он понравился своей открытостью. Когда с ним разговариваешь, сразу видно – не всем дано. Абсолютно на равных. Рокеры в общей массе любят понтоваться на пустом месте. Саша – нет.

Александр Чернецкий. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2009. Фото: Олег Львов.
Александр Чернецкий. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2009. Фото: Олег Львов.

«Разные Люди» выступали в «Котельной «Камчатка». Что отличало их взаимодействие в группе на сцене и за сценой от других?

Мне больше всего пришёлся по душе состав с Кадыровым и Шавейниковым. В акустике они здесь 2-3 раза играли. Это, пожалуй, единственная группа, с которой Борис заиграл после «АукцЫона» в удовольствие.

Есть ли какая-то особая черта у харьковских музыкантов?

С харьковскими музыкантами общаюсь долго и плотно. Пытался раскрутить «Пасхальное шествие» и с Сергеем Бабкиным много лет дружим. Считаю «Пасхальное шествие» одной из лучших групп в Украине за всю историю. Аутентичная, эмоциональная и тексты великолепные. Как только они появились в поле моего зрения, сразу подсадил на них Лёню Фёдорова и Андрея Машнина. Все в восторге! Жаль, потрясающий Лёша Проскурнин не решился переехать.

Есть мнения, что 6-й Ленинградский рок-фестиваль, где играли «ГПД», для гостей фестиваля открыл их как хард-группу. Кто-то утверждает, что это похоже на звучание многих ленинградских групп, а кто-то считает ни на что не похоже. Что скажете?

Нет, не похоже, а совсем по-другому. В Ленинграде всё вуалировалось. Не считая Башлачёва и Летова, остальное было искусством на разном уровне. По-хорошему, по-своему, но не так прямо, как у Чернецкого. Сашина прямота, конечно, подкупала. То же самое было и у представителей сибирского рока, в этом они близки.

Александр Чернецкий, Сергей Фирсов, Ермен Ержанов. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2008. Фото: Екатерина Баклан.
Александр Чернецкий, Сергей Фирсов, Ермен Ержанов. Санкт-Петербург. Котельная «Камчатка». 2008. Фото: Екатерина Баклан.

Вы обращаете внимание на публику «Разных Людей»? Кто приходит?

У Саши – эмоциональная публика. Своя публика, наверняка, и сейчас такая. Ходит какое-то количество друзей. Не так много, как хотелось бы, но ходят. Человек 100-200 они способны собрать.

Мне посчастливилось всего раз быть на электрическом концерте Летова. Слышал мнение, что люди, приходившие на его квартирники и на электрический концерт, отличались.

На акустику – в первую очередь, ходили знакомые, а на электричество… – мне публика ни «обороновская», ни «алисовская», ни «Короля и Шута» не нравилась. Особенно в последнее время. Почему-то всё больше невоспитанных людей любит такие вещи. Это удивительно, потому что у Летова интеллигентные тексты, умные, не дурацкие, но тем не менее… У «Разных Людей» всё-таки не другая публика.

Вопрос об «Антологии» Александра Чернецкого. На ваш взгляд, как одного из издателей, есть люди, для которых это важно или такие носители – вчерашний день?

У меня огромная коллекция из более чем 20000 дисков и хорошая аппаратура. Только диски слушаю и другим советую. Накладно, дорого, но качественно. Когда появляется такой продукт, как антология Чернецкого, я в теме. Он, конечно, просто герой, что затеял её издание.

Ксения Русинова, Ксения Кислицына, Ольга и Сергей Фирсовы, Ольга Машнина, Александр Чернецкий. Премьера спектакля «Летов. Дурачок». Режиссёр: Руслан Кудашов. Большой Театр Кукол. Санкт-Петербург. 2019. Фото: Александр Бессмертный.
Ксения Русинова, Ксения Кислицына, Ольга и Сергей Фирсовы, Ольга Машнина, Александр Чернецкий. Премьера спектакля «Летов. Дурачок». Режиссёр: Руслан Кудашов. Большой Театр Кукол. Санкт-Петербург. 2019. Фото: Александр Бессмертный.

Котельная «Камчатка» стартовая площадка для новых молодых музыкантов?

Сейчас новых нет. А так, это действительно площадка первого концерта. Беру практически всех. Могу сделать концерт, за который музыкант не должен платить, и знаю, что «не попаду» на этом, потому что всё равно слушатели придут. У меня нет задачи зарабатывать деньги на всех подряд.

«Литуете» ли таких музыкантов?

Конечно! Жизнь доказала, что с людьми, которые приходят и говорят: «Дайте гитару, я вам тут сейчас спою!», ничего хорошего не получается. Чаще всего это люди «ниже плинтуса». Так что всегда и всех слушаем.

Случалось, ли, что исполнитель стал широко известен и вы его больше не приглашали выступать на квартирнике или в «Камчатке»?

С Летовым так было. Мы организовывали квартирники. Получилось, что на последний его квартирник люди не могли попасть через лестницу. Это был концерт на четвёртом этаже, у Филаретова. Тогда поняли – пора завязывать с квартирниками, по крайней мере Летову. Тоже самое в клубе «Там-там», когда там играли «АукцЫон». В зал набивалось 400 человек, а он рассчитан на 50. Штукатурка отмокала и падала. Сева Гаккель сказал: «АукцЫон» – моя любимая группа, но больше они играть здесь не будут».


Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:

http://www.chernets.info/?page_id=1347

или с помощью QR-кода:

Поделиться в соц. сетях:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *