Мы стояли на входе у той самой котельной «Камчатка», где некоторое время он трудился с Цоем, и куда стекалась творческая компания мыслящих, пробивающих словом и эмоцией – Башлачёв, Машнин многие другие. Сергей рассказывал о появлении Чернецкого в котельной, в начале 2000-х. С виду грозный, но такой чуткий и хранящий музыкальные тайны, Сергей Фирсов, вызывает не просто уважение к делу своей жизни, но и является носителем культуры русского душесловия, и одновременно – индикатором современных перемен в жанре: «рок на русском языке». Каждое его интервью – оттеск о главном, что происходило с 60-х и до 2010-х в нашей музыке. Наслаждайтесь. Сергей Фирсов немного о «Разных Людях».
Из интервью Сергея Фирсова для книги: «Жизнь стоит того…»:
В какой момент своей жизни узнали о Чернецком?
Про харьковскую «Группу Продлённого Дня» (далее – «ГПД») узнал намного раньше их появления на 6-м Ленинградском рок-фестивале, хотя в Харькове ни разу не был. А в Киеве бывал часто, поскольку с «Гражданской Обороной» ездили на фестиваль.
Услышал «ГПД» вживую в 1988-м, а пересеклись физически в 1989-м, в Таллине. Тусовался по всем фестивалям страны и к нам многие приезжали. До момента личной встречи слышал их записи, которые кто-то привёз. Записи ведь активно распространяли по всей стране.
Лично вы распространяли записи «ГПД»?
Да! Естественно, как появились записи «ГПД», стал их распространять. Они, безусловно, мне понравились. Была система отбора. Привозят, например, чемодан бобин. А там – весь «Аквариум». Говорю: «Ну нет! Половина альбомов «Аквариума» на моё усмотрение». Записывал только то, что самому нравилось.
Музыканты, которым вы помогли в Петербурге, говорили, что обладаете таким качеством, как: «слышать главное в исполнителе». Вы можете как-то это объяснить? Что это за качество?
Качество-качеством, но важна подготовка. С детства слушал разных бардов, поскольку папа этим увлекался. Юрий Кукин учил меня фигурному катанию в первом классе. Папа с ним корешил. Дома появлялись записи Галича, Высоцкого и всех самых интересных на то время исполнителей. Концерты посещал с детства. Отсюда и подготовка к определённому уровню поэзии. Поэтому, когда слышал признанных людей, понимал, как это звучит.
Это происходило и с рок-музыкой?
С чем угодно. К примеру, я записал первый альбом Михаилу Шелегу задолго до того, как он стал узнаваем. В общем, мне всё равно, как это называется. В принципе, это может быть просто мелодекламация. Для меня не важно, рок или не рок.
В конце 1970-х много бардов слушал, когда ещё нашего рока толком не было. Ходил в кафе «Восток». Высоцкого только никогда не видел вживую. Очень жалею. Маловат был.
Что услышали в творчестве Чернецкого, когда тот переехал в Петербург?
Когда Саша переехал, всё было понятно. Изначально описал бы это так: здорово, оригинально, жёстко, больно! Человек всё это от души делает. Сразу слышно – выковыривает себя полностью. Таких, как он, можно по пальцам пересчитать. Мне сразу понравилось. У него на то время было мало записей. Даже не помню, были ли из них какие-то качественные.
Как узнали о переезде Чернецкого в Петербург?
Через Чижа. Мы виделись на концертах почти каждый день. Одна тусовка. Алексей Хрынов постоянно приезжал, и мы все дружили. Во время одной из таких встреч узнал, что Чернецкий переезжает. Сашка не сразу ведь переехал. Несколько раз приезжал сюда с концертами и ещё записывали альбом. Решение зрело постепенно.
Вы сразу включились в организацию выступлений Чернецкого?
Был почти на всех первых его концертах в Петербурге, и все они были замечательные. В клубе «Зоопарк» записал пару его выступлений.
Мы всегда помогали, чем могли, музыкантам, которые нам нравились. В первую очередь – знакомствами. Сводили с продюсерами, таскали по концертам, чтобы человек вошёл в среду.
Чернецкий долго ждал, что к нему приедут харьковские музыканты, но этого не случилось. Он любит свою группу. Да и сам считаю, что это шикарная группа со своим неповторимым стилем. У здешних «Разных Людей» такого стиля не наблюдается. Все альбомы совершенно разные, потому что во всех альбомах записались в прямом смысле – разные люди.
То есть, музыкант попадает в тусовку, как было с Башлачёвым, и он может снять квартиру, доехать на такси, получает надёжную опору?
Именно. Только сейчас помогать некому. Деньги есть, а некому. При нынешних возможностях вообще не понимаю, как помочь музыканту. Выпустить альбом, который никто не будет покупать? На радио и в клубы не берут, если человек собирает меньше 100 слушателей. Замкнутый круг. Знаю музыкантов, которым просто не сделать концерт. На него придёт 10 человек, и он спросит: «Мне надо будет платить свои деньги?». Любой клуб стоит денег – аренда, зарплата и так далее.
В начале 2000-х у вас была большая музыкальная солянка из людей, переехавших в Петербург. Вы приглашали их на мероприятия, и многие из них стали известными. Это отличается от того, что есть сейчас?
Приезжали яркие люди, которые были звёздами в своих городах, в отличие от, например, группы «ЧЧ». Однако после них, собственно, никого не было. Куда-то всё ушло. Появляется какая-то молодёжь, но она уже настолько не такая. Пытаюсь слушать, но ничего не слышу. Одни стилевые формы, а в текстах – мыслей нет.
Были ли моменты, когда видели, что Саше не очень хорошо на концерте?
Саша никогда не подавал вида. Хотя иногда было видно, что ему трудно. Он – кремень.
Что вас удивило в нём?
В первую очередь, он понравился своей открытостью. Когда с ним разговариваешь, сразу видно – не всем дано. Абсолютно на равных. Рокеры в общей массе любят понтоваться на пустом месте. Саша – нет.
«Разные Люди» выступали в «Котельной «Камчатка». Что отличало их взаимодействие в группе на сцене и за сценой от других?
Мне больше всего пришёлся по душе состав с Кадыровым и Шавейниковым. В акустике они здесь 2-3 раза играли. Это, пожалуй, единственная группа, с которой Борис заиграл после «АукцЫона» в удовольствие.
Есть ли какая-то особая черта у харьковских музыкантов?
С харьковскими музыкантами общаюсь долго и плотно. Пытался раскрутить «Пасхальное шествие» и с Сергеем Бабкиным много лет дружим. Считаю «Пасхальное шествие» одной из лучших групп в Украине за всю историю. Аутентичная, эмоциональная и тексты великолепные. Как только они появились в поле моего зрения, сразу подсадил на них Лёню Фёдорова и Андрея Машнина. Все в восторге! Жаль, потрясающий Лёша Проскурнин не решился переехать.
Есть мнения, что 6-й Ленинградский рок-фестиваль, где играли «ГПД», для гостей фестиваля открыл их как хард-группу. Кто-то утверждает, что это похоже на звучание многих ленинградских групп, а кто-то считает ни на что не похоже. Что скажете?
Нет, не похоже, а совсем по-другому. В Ленинграде всё вуалировалось. Не считая Башлачёва и Летова, остальное было искусством на разном уровне. По-хорошему, по-своему, но не так прямо, как у Чернецкого. Сашина прямота, конечно, подкупала. То же самое было и у представителей сибирского рока, в этом они близки.
Вы обращаете внимание на публику «Разных Людей»? Кто приходит?
У Саши – эмоциональная публика. Своя публика, наверняка, и сейчас такая. Ходит какое-то количество друзей. Не так много, как хотелось бы, но ходят. Человек 100-200 они способны собрать.
Мне посчастливилось всего раз быть на электрическом концерте Летова. Слышал мнение, что люди, приходившие на его квартирники и на электрический концерт, отличались.
На акустику – в первую очередь, ходили знакомые, а на электричество… – мне публика ни «обороновская», ни «алисовская», ни «Короля и Шута» не нравилась. Особенно в последнее время. Почему-то всё больше невоспитанных людей любит такие вещи. Это удивительно, потому что у Летова интеллигентные тексты, умные, не дурацкие, но тем не менее… У «Разных Людей» всё-таки не другая публика.
Вопрос об «Антологии» Александра Чернецкого. На ваш взгляд, как одного из издателей, есть люди, для которых это важно или такие носители – вчерашний день?
У меня огромная коллекция из более чем 20000 дисков и хорошая аппаратура. Только диски слушаю и другим советую. Накладно, дорого, но качественно. Когда появляется такой продукт, как антология Чернецкого, я в теме. Он, конечно, просто герой, что затеял её издание.
Котельная «Камчатка» – стартовая площадка для новых молодых музыкантов?
Сейчас новых нет. А так, это действительно площадка первого концерта. Беру практически всех. Могу сделать концерт, за который музыкант не должен платить, и знаю, что «не попаду» на этом, потому что всё равно слушатели придут. У меня нет задачи зарабатывать деньги на всех подряд.
«Литуете» ли таких музыкантов?
Конечно! Жизнь доказала, что с людьми, которые приходят и говорят: «Дайте гитару, я вам тут сейчас спою!», ничего хорошего не получается. Чаще всего это люди «ниже плинтуса». Так что всегда и всех слушаем.
Случалось, ли, что исполнитель стал широко известен и вы его больше не приглашали выступать на квартирнике или в «Камчатке»?
С Летовым так было. Мы организовывали квартирники. Получилось, что на последний его квартирник люди не могли попасть через лестницу. Это был концерт на четвёртом этаже, у Филаретова. Тогда поняли – пора завязывать с квартирниками, по крайней мере Летову. Тоже самое в клубе «Там-там», когда там играли «АукцЫон». В зал набивалось 400 человек, а он рассчитан на 50. Штукатурка отмокала и падала. Сева Гаккель сказал: «АукцЫон» – моя любимая группа, но больше они играть здесь не будут».
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=1347
или с помощью QR-кода: