Кто не знает Юрия Фадеева в окультуренных харьковских кругах? Хочу, чтобы о нём узнало ещё больше людей. Когда-то наши группы репетировали на одной репетиционной базе, в районе Зерновой. Спустя 8 лет Юра открылся внимательным товарищем, который поддержал затею с моим прощальным бенефисом 15 декабря 2015 года. Много всего делает для города и людей, по характеру скромный. Постоянно в гуще рок-событий; организует мастер-классы известных музыкантов, общественных деятелей. Знаю, Юрий мог рассказать гораздо больше из своего опыта, но в тот вечер мы говорили об Александре Чернецком и записи группы «Рикошет» на студии Олега Клименко. О встречах, общих делах, звукооператорском опыте с Чернецким и музыкантами из разных стран.
Из интервью с Юрием Фадеевым для книги «Жизнь стоит того…»:
Как и когда ты узнал о группе «Разные Люди»?
Узнал во время записи у Олега Клименко, в ХАИ – на студии группы «Разные Люди» в 1996-м, перед рождением дочки. Жена лежала в роддоме. Поэтому запись проходила в суете. Инструменты плохонькие, а на студии был американский Fender Telecaster. Олег щедро поделился с нами гитарой. Важно сказать, Клим – классный звукооператор, причём не за деньги, а за идею. Начали писать, барабаны. Смотрит и говорит: «Метроном? Понятно. Метроном не нужен. Давайте, догоняйте друг друга сами». Всё получилось очень живо и удачно.
Вы продолжили с ним сотрудничество дальше?
К сожалению, нет. Олег сейчас проводит семинары по звукорежиссуре. Мы на связи, но чем дальше, тем больше времени не хватает. Много всего происходит в славном городе Харькове.
Какие у тебя воспоминания о «Разных Людях»?
Саше было сложно в середине 90-х в Харькове, когда Чиж уехал и стал, как говорили тогда «новым русским хиппи». В тот период Саша ездил самостоятельно, просто с акустическими концертами туда, куда приглашали.
Мне запомнилось выступление в начале 2000-х, уже после переезда Саши Чернецкого в Петербург. В то время я был т.н.з. вице-президентом харьковского рок-клуба. Заявили концерт. Чернецкий приехал в Харьков, но чувствовал себя очень плохо. Уколы и тому подобное. Говорит, давайте мол через пару дней сделаем. Но в итоге получился совершенно другой концерт.
У группы «Король и Шут» в Луганске отменили выступление. При содействии Александра Гордеева получился спонтанный джем-сейшн. На концерт Чернецкого пришёл Сергей Щелкановцев и музыканты «Король и Шут». Взяли подручный инструмент и сыграли вместе на одной сцене клуба «Fort». Клёвый получился концерт.
А в 2007-м поехал к куму в Москву с целью помочь с ремонтом квартиры. Задолбались немного. Он и говорит: «Слушай, надо оттянуться!». Говорю: «Москва. Можно оттянуться!». Залезли в интернет: «О! Клуб «Ниагара» «Разные Люди» играют! Отлично! Едем!». Встретили Инну Чернецкую: «О, Рикошет! А ты что здесь делаешь?». Говорю: «Вот, приехал обои клеить. Одно другому не мешает». Незабываемый вечер!
Чем для тебя значимы концерты группы «Разные Люди»?
Честные тексты и музыка. Можно пытаться быть модным, нацепить яркие штаны, футболки, бейсболки, модные гитары, заказать супер-аппарат по райдеру. А по сути, концерт – ни о чём. Долгое время работал звукооператором в арт-кафе «Агата». Мы сотрудничали со многими музыкантами из Америки, Британии, Австралии, России, Белоруссии. Поразил сильный уровень музыкантов. Есть чему поучиться и что перенять.
Чернецкий неоднократно выступал в «Агате». Всякий раз, когда он выходит с гитарой, то «делает зал» независимо от аппарата и состояния здоровья. Без понтов. Концерт Чернецкого – всегда концерт. Приятно работать.
В 2003 году, в Харькове, к сожалению, состоялся очень грустный концерт в районе кинотеатра «Киев». На базе бывшего магазина «Чемпион», сделали модную на то время пивную. Щелкановцев договорился о акустическом выступлении Чернецкого. Но случилось так, что Саша приехал играть концерт, а Сэра не стало…
Концерт проходил в слезах. Шёл дождь. Мы шли с друзьями по лужам и долго размышляли о жизни. Как, так? Жизнерадостный «Беспечный ковбой»? Никто не хотел верить в его уход по дурацкой причине. Ему сделали наркоз. Подготовили к операции, но что-то пошло не так. Это просто не укладывалось в голове.
Концерты Саши Чернецкого в арт-кафе «Агата» отличались от других акустических концертов в других клубах?
Это был очень хороший клуб. Чернецкий по сложившейся традиции приезжал в «Агату» играть концерты для друзей в свой день рождения. Всё происходило по-разному, потому как, зависело от состояния его здоровья. Даже после очередной операции Саша, сразу ездил на какой-то фестиваль, и не плакался, не жаловался на боли… Это, действительно, человек рок-н-ролла, человек-кремень и скала. Когда совсем плохо по здоровью, все относятся с пониманием. Он не из тех, кто отменяет что-либо. Выходит, и играет сидя, лежа, но играет.
В какой момент ты решил исполнить песню Чернецкого «Жизнь»?
«Жизнь стоит того…», как понимаю, так называется твоя книга о Чернецком и «Разных Людях». Я выбрал песню потому, что она действительно стоит того, чтобы её услышали, как можно больше людей. Попросил Сашу разрешить мне её исполнять. Пою её давно и везде, куда еду с концертами.
Ты относишься к третьему поколению харьковских рок-музыкантов, если учесть, что на 10 лет младше Чернецкого. Какие изменения наблюдал в харьковской музыке конца 90-х?
В 90-е, когда создавался «Рикошет», мы собирались у меня дома; играли на стареньких гитарах, лепили к ним звукосниматели. Подключали гитары к усилителям. На тот момент нам было по 15-17. Слушали русский рок и «тяжелятину». Многие группы в Украине, тогда делали ставку на украиноязычную музыку. И это, в принципе, нормально. В Харькове не однократно проходил фестиваль «Червона рута». Но мы пели на русском. И это был «не формат» для фестиваля. Может, когда-нибудь захочу спеть на украинском, но не потому, что это модно. Это очень мелодичный язык. Но на мой взгляд, это должно быть честно и от души.
Харьковский музыкант, он какой?
Многие харьковские музыканты сейчас летят в Корею, в Китай играть каверы. Это конечно большой музыкальный опыт и не плохой заработок, но скатываться до «каверщика» не всегда полезно. Особенно когда есть свои песни. Важно их продвигать. Пусть это будет сложно и не так популярно, как кавер-версии известных песен. С другой стороны, иногда тоже пою песни других исполнителей – Виктора Цоя, Александра Чернецкого, «ЧайФ». То, что любимо самими музыкантами и цепляет. Сделать хорошую кавер-версию песни, отличную от оригинала, тоже дорогого стоит.
На твой взгляд, это копание в звуке на сегодняшний день уместно?
Есть такое, например, когда у музыканта может быть любимая гитара. «В 17 лет на ней играл, поэтому оставлю». Но это от человека зависит.
Я работаю в музыкальном магазине. Там мы проводим мастер-классы. Буквально, год назад в гостях был Александр Титов – бас-гитарист групп «Аквариум» и раннего «Кино». Надо отдать должное. У него через 3 часа после мастер-класса по бас-гитаре, был концерт с БГ, но он уделил нам время. Рассказал о разных нюансах игры на инструментах.
Титов проводит мастер-классы по звукозаписи и помогает начинающим сводить музыку. Вот что интересно. Действительно, можно взять старый инструмент с юзанными струнами, и он может оказаться отличным вариантом в плане звука для отдельно взятой аранжировки. Александр утверждает, что на каждый случай работы в студии подбирает определённый инструмент.
Для тебя звук «Разных Людей» отличается от других?
Цепляющий, агрессивный гитарный звук. Можно долго «размазывать сопли по паркету». Но то, что есть у Саши – совершенно другое; нечто на уровне творчества Владимира Высоцкого.
У тебя есть истории, связанные с группой «Разные Люди»?
На одном из концертов Чернецкого в «Агате» был момент, когда Саша не привёз свою гитару. Она была в ремонте. Кто-то из общих друзей привёз две гитары. Когда твоя гитара – знаешь её возможности. Когда чужая – обязательно порвёшь струну. Как не старайся. В этот вечер меняли струны на гитарах 5 раз. То есть, раз за разом выносили на сцену очередную гитару.
Во время другого концерта в Харькове произошёл такой случай. У Михаила Кранина была группа «Охотники за скальпами». В этот вечер они играли с «Разными Людьми» в клубе «Апельсин». Меня попросили помочь – постоять на продаже футболок, бейсболок, дисков.
Рядом стоял человек с яркой внешностью бандита. Не перепутаешь. Реальный бандит с барсеткой рядом со мной внимательно слушал весь концерт. Подходит ко мне и говорит: «Продайте мне всё. Вот это, и вот это! А я пойду и подпишу. Потому, что вот это (показывая на Чернецкого) – человечище». Всё купил, и пошёл к Саше брать автографы.
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=1347
или с помощью QR-кода: