СЕРГЕЙ ПАРАЩУК: ПРАКТИЧЕСКИ ВСЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ ПРИКРЫВАЮТСЯ, – ПРОФАНАЦИЯ И ОБМАН

В канун 30-летнего юбилея группы «НЭП» и перед записью их свежего материала, не могли пройти мимо основателя и бессменного лидера – Сергея Паращука. Сергей рассказал не только о себе, новостях, интересах в жизни и вдохновении, но и о знакомстве с Александром Чернецким. На мой взгляд это один из самых созидательных рок-музыкантов. Пользуясь случаем, приглашаем вас посетить юбилейные концерты, на которых можно услышать песни из нового альбома, который вот-вот выйдет в свет.

Из интервью Сергея Паращука для книги «Жизнь стоит того…»:

В этом году «НЭП» исполняется 30 лет. А с чего всё начиналось?

Всё началось с момента, когда играли на танцах, у нас была студенческая группа. В 1985-м фактически собрал свою группу, начал кое-что писать. Начали репетировать, но меня неожиданно забрали в армию. Не должны были вроде брать, но почему-то забрали. Так что на 2 года всё это отложилось. Наш бессменный басист Герка сказал, мол давай попробуем. В армии материала много появилось. Вот так, потихонечку, собрали коллектив.

В армии музыкой приходилось заниматься?

Несколько месяцев был в музвзводе, который потом очень пафосно и громко разогнали. Нет, ну если приходило что-то в башку, и была возможность (а это было не всегда), удавалось что-то записать, накарябать что-то на листочках, запомнить какие-то вещи… Песня «Ветер вагонов», кстати, написалась в армии, в 1985-м.

Сергей Паращук на сцене Aurora Concert Hall. Санкт-Петербург. 2018. Фото из архива Сергея Паращука.
Сергей Паращук на сцене Aurora Concert Hall. Санкт-Петербург. 2018. Фото из архива Сергея Паращука.

Где чаще пересекались с Сашей Чернецким?

Чаще мы всё-таки пересекались на фестивалях, на всевозможных моих днях рождениях, где Саша выступает. На моём «полтиннике» он был. А на их дне рождения с Мишей Нефёдовым мы были. В той же «Авроре».

Давняя традиция?

Да. Я начал приглашать друзей на концерты лет 15 назад. Люблю собрать близких, которые могут прийти. Вадим Курылёв, Юра Шевчук, Чиж, Илья Чёрт… На 10-летие «НЭП», делал в ДК «Ленсовета» мини-фестиваль, там был Юра Шевчук, Слава Бутусов, и Леонид Фёдоров из «АукцЫона», и Сергей Чиграков, Сергей Галанин из Москвы приехал. Мне нравится, чтобы бы были друзья, компания. Если день рождения, так день рождения. Это красиво, круто, весело, много народу. Иногда всё проходит тихо-мирно, иногда люблю фейерверк устроить. В этом году надо обязательно что-то устроить. 30 лет всё-таки, дело серьёзное. «Аврора» уже, памятуя «полтинник», предложили свою площадку. Ну, наверное, оно так и будет. Там удобно, достаточно большой зал, большая сцена, неплохой свет и звук, две большие гримёрки. Туда можно пригласить много групп, и они там все поместятся. Есть, где развернуться.

Как узнал, в принципе, о Чернецком?

Слышал, есть такая группа «ГПД», потом на горизонте ёще одна группа «ГПД» всплыла. Кто там был первый, было совершенно непонятно. Потом Чиж уже сюда приехал и выяснилось как раз, что он играл в «Разных Людях». А в 1993-м наш гитарист тогдашний, Женя Лёвин, который сейчас в «Алисе» играет, подрабатывал звукорежиссурой на студиях «Добролёт» и «ДДТ». Последняя находилась в ДК «Железнодорожников», и мы там, с разрешения Юрия Шевчука, начали писать альбом «Ветер вагонов». В этот момент приехал Чернецкий как раз, и с помощью Шевчука стал писать альбом. Вот он и сказал: «Человек такой приехал классный. Сам инвалид, но такая энергетика – жилы рвёт… Вот на одной такой записи – приехал в ДК, там мы и познакомились…

Марат Капранов и Сергей Паращук на Невском проспекте. Концерт «НЭП» на улице. Санкт-Петербург. 2017. Фото из архива Сергея Паращука.
Марат Капранов и Сергей Паращук на Невском проспекте. Концерт «НЭП» на улице. Санкт-Петербург. 2017. Фото из архива Сергея Паращука.

А на Ленинградском рок-фестивале как «ГПД» ты их не слышал?

На всех ленинградских фестивалях группа «НЭП» участвовала с 1988 года. Конечно, слышал и их, и там, и сям… Постоянно.

Твоё впечатление о Саше как о человеке и музыканте?

До нашего знакомства уже слышал про него, про концерты, на которых собирали деньги на операцию Саше… Какие-то статьи были, слышал записи. Сразу видно, человек мощный. Человек с такой болячкой занимается достаточно тяжёлым делом. Если кто-то думает, что всё легко, то это не глупый, но непосвященный человек и не понимает, как это всё происходит… Хотя, конечно, разные бывают варианты, и кто-то говорит, что ему всё кайфово, нормально, и не доставляет каких-то забот и хлопот. Так себя, во всяком случае, некоторые позиционируют, как, например, Сергей Шнуров, всё за 3 минуты на коленке написал, какое-то … с матом, вот и вся песня. Мол, не люблю мучиться. По крайней мере, я видел такое интервью. Ну, может, шутит. Мы с ним знакомы давно. А у некоторых всё это по-другому. Плюс одно дело, быть здоровым человеком, а другое – когда у тебя с позвоночником проблемы. Тут конечно все эти переезды, перелёты. Стоять на сцене несколько часов вообще тяжело. Снимаю шляпу. Без ложной скромности могу сказать, что он для меня друг. Достаточно хорошо друг друга знаем, есть о чём поговорить. Приятный человек, глубокий.

Александр Чернецкий и Сергей Паращук за сценой. Санкт-Петербург. 2011. Фото из архива Сергея Паращука.
Александр Чернецкий и Сергей Паращук за сценой. Санкт-Петербург. 2011. Фото из архива Сергея Паращука.

В какие моменты пересекались, как музыканты? Не просто, как фестиваль, и вы выступаете на одном фестивале, а было ли что-то записано, было что-то сделано?

Да, было такое! Мы записывались вместе. Курылёв неоднократно собирал нас и давно, и не так давно… Например, проект «Антиармия». Лет 10 назад у нас была песня против строительства в центральных районах, когда хотели эту келду газпромовскую построить напротив Смольного собора. Вообще чудовищно. Была акция и песня «Проснись и сопротивляйся». Была ещё акция против строительства данного объекта за Крестовским. Были трибьюты разные, того же Курылёва, например. В основном, когда совместно стали записывать песни предложенные Вадимом. В «Странных скачках» он, по-моему, участвовал. Был такой трибьют Высоцкому, «Разные Люди» тоже в нём участвовали. А чаще всего пересекались на разных фестивалях не только в Питере, но и на «Нашествии», и на «Воздухе». У нас достаточно близкие отношения, короче люблю его, как человека и, вообще, как творческую единицу.

Саша организовал 4 благотворительных фестиваля, в Москве и Петербурге. Персонально для тебя эта история о чём? Чернецкий говорит, что ему важно отдать долг людям, которые ему когда-то помогли.

Значит так и есть, я ему верю. Почему нет? В принципе, это абсолютно нормальная мотивация. Ему неоднократно помогали не только музыканты, не только собирали, играли фестивали бесплатно, собирая ему деньги на операцию, но и просто люди. Видимо, пришло время. Человек до этого дорос, значит надо сделать. Правильное дело. К сожалению, нас не пригласили. Мы бы с удовольствием поучаствовали. Всегда готовы. Частенько в своё время выступали на подобных мероприятиях, вроде как благотворительных, а потом узнавали, что под прикрытием крышечки «благотворительность» деньги никуда не пошли, организаторы просто положили их в карман. Поэтому стал к подобному относиться избирательно. Если уверен на 100% что это так, что это делают люди, которым доверяю и которых хорошо знаю, о которых навёл справки и мне сказали, что тут всё чисто, всё честно, я только за. А так практически вся эта благотворительность, которой люди прикрываются, это – профанация и обман. Самое обидное, что становишься невольным соучастником этого обмана, а очень бы не хотелось. Поэтому тут надо быть осторожным… С десяток раз, попадали на обман в начале и середине 90-х.

«Разные Люди» на концерте памяти Майка Науменко. Андрей Васильев, Александр Чернецкий, Михаил Нефёдов. 2010. Фото из архива Александра Чернецкого.
«Разные Люди» на концерте памяти Майка Науменко. Андрей Васильев, Александр Чернецкий, Михаил Нефёдов. 2010. Фото из архива Александра Чернецкого.

Очень трудно не услышать альбом отечественной группы, где бы не было участия Вадима Курылёва, от аранжировки до участия в звукозаписи… На твой взгляд, его работа, как наиболее известная в коллективе Юрия Шевчука, и как в формации «Разные Люди» – это разная ипостась, или всё-таки он постоянен?

Он всегда был очень педантичным, когда делал свой материал. Знаю, может ковырять, переделывать месяцами, годами… Тоже в этом отношении педантичен, но не настолько. Делали, делали, но если мы уже пришли на студию, то там могут быть добавлены только нюансы. Вадик же может и на студии начать переделывать. То, что он делал в «ДДТ», насколько помню (неоднократно присутствовал на репетициях в том же ДК «Железнодорожников») очень вымерял то, что делал, будучи басистом или гитаристом. Продумывал соло, чтобы они были законченные, не просто нашару что-то, а пытался продумывать по аранжировкам, прямо на записи. Вадик внёс безусловно большой вклад в аранжировки «ДДТ». На репетициях «Разных Людей» не присутствовал, но, судя по тому, что слышал, Вадим с тем же подходом работает и с Сашей. В этой стилистике Курылёв, как рыба в воде, всё про эту музыку знает. Плюс у него свои проекты. Давно занимается сольными альбомами. В последние годы резко потяжелел, стал агрессивнее, потому что раньше, когда с ним познакомились, это был добрый спокойный хиппан.

Вы ведь ещё сотрудничали с Вадимом Курылёвым, Михаилом Нефёдовым Андреем Васильевым в группе «Дубы-колдуны»?

Это давно. Тогда они ещё не играли у Чернецкого. Андрей Васильев и Вадим Курылёв в «ДДТ», Миша Нефёдов – в «Алисе». И было два «нэпмена» – Лёвин и я. Был вот такой весёлый состав. Концертов дали тогда не так много, потому что по тем временам все группы были очень гастролирующие, в том числе и «НЭП». Поэтому не могли себе позволить в этом смешном дурацком проекте длинные гастроли. Единичные концерты в Питере и Москве. В студии записали два альбома. Хотя по тем временам на этой теме можно было хорошо заработать, но все чувствовали себя довольно спокойно. Кто-то детство вспоминал, кто-то больше стёба добавлял. Оттопыривались. Нам было смешно, весело, забавно. Можно было выйти слегка под шофе, чего не позволял себе в «НЭП» никогда, а такой жанр позволял.

 Вадим Курылёв, Сергей Паращук, Михаил Нефёдов, Евгений Лёвин, Андрей Васильев. Группа «Дубы-колдуны». 1993. Фото из архива Вадима Курылёва.
Вадим Курылёв, Сергей Паращук, Михаил Нефёдов, Евгений Лёвин, Андрей Васильев. Группа «Дубы-колдуны». 1993. Фото из архива Вадима Курылёва.

Есть мнение, чем старше становятся музыканты, тем больше они собираются в стайки, чтобы творить вместе, как волки в зимнем лесу. Поэтому собираетесь чаще на совместные мероприятия?

Я бы не сказал, ведь делал это всегда. Для меня ничего не изменилось. Это хороший повод встретиться, потому что, наоборот, все заняты своими делами, проектами. Если раньше в Питере был такой объединительный центр, и в Москве, и в Екатеринбурге… Постоянно виделись, общались, происходили концерты, сейшены, джемы и прочее… Раньше была какая-то информация, был центр объединяющий. Потом все стали как-то обособленны. Поэтому приятно собрать своих друзей-приятелей на какое-то мероприятие. В том числе, у меня-то задача не собрать денег, а собрать друзей, сделать хороший мини-фест, чтобы людям, которые придут, и мне было приятно. Так же никогда не отказываюсь выступать у кого-то из друзей на днях рождениях. Это абсолютно приятно, для этого, думаю, это и делается.

Александр Чернецкий и Сергей Паращук. Юбилейный концерт «полтинник» Сергея Паращука. Санкт-Петербург. Aurora Concert Hall. 2016. Фото: Елена Соколова.
Александр Чернецкий и Сергей Паращук. Юбилейный концерт «полтинник» Сергея Паращука. Санкт-Петербург. Aurora Concert Hall. 2016. Фото: Елена Соколова.

Что отвечаешь, когда люди спрашивают о чём творчество Чернецкого?

О жизни. Послушайте ребята, говорю, это интересно. Так же, как и о творчестве, людей, которых уважаю – послушайте, мне кажется, будет интересно. И это правильно, потому как Чернецкий – хороший, глубокий человек, которому есть, что рассказать. Много чего в жизни испытал и продолжает… Человек, у которого последние десятилетия жизни – борьба и преодоление. Я же ездил с ним на гастроли в одном поезде и видел, как ему тяжело лежать на неудобных полках, как ему вообще хреново. Но он продолжает. А мог бы плюнуть на всё, и уже не испытывать такой боли, заняться только собой, здоровьем, поддержанием в какой-то форме, не мучиться, не париться, не колесить по свету. Думаю, это было бы для него хуже. Правильно делает. Иногда задаюсь вопросом – а смог бы я так? Хватило бы у меня…

И как?

Не знаю. У меня в жизни тоже много разных моментов, но мне тоже говорили, те, кто эти моменты видел – ты мол можешь, а я вот не могу. Вот один эксперимент над собой поставил – год назад перестал курить. Вроде прикола. Не курю. Мне интересно, сколько ещё продержусь. Ни с кем не спорил, никому никаких клятв не давал. По квартире разбросаны сигареты. В любой момент могу закурить. А вот не курю. Или ещё было в жизни много разных тяжёлых ситуаций, когда можно бросить и то, и сё. Но так, как есть у Сашки Чернецкого – не знаю, если б меня так цепануло, смог бы или не смог, или вообще, плюнул бы, стал бы себя жалеть, спился к чёртовой матери или ещё чего-нибудь, фиг знает. Надеюсь, конечно, что смог бы, но сказать однозначно не могу. Поэтому перед Сашкой преклоняюсь. Дай Бог ему долгих лет, чтобы он был молодцом, чтобы это преодоление не покидало его, чтобы он не опускал руки и продолжал. Куда нам деваться-то? Деваться нам некуда. Нам из этой подводной лодки выхода нет.


Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:

http://www.chernets.info/?page_id=1347

или с помощью QR-кода:

Поделиться в соц. сетях:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *