«Как говорят на Руси «ломать – не строить», поэтому, к сожалению, тезис о саморазрушении для многих музыкантов, поэтов и певцов стал действительно единственным выходом из замкнутого круга. Для одних – алкоголь и наркотики, безденежье и безысходность, прозябание в нищете и забытьи, для других, наоборот, многомиллионные тиражи и концертная гонка, первые места в чартах. вершина славы и те же самые «зелёный змий» и «брат никотин» – делали и делают своё чёрное дело.
В этом порой бессмысленном круговороте и веренице сложных жизненных коллизий и событий очень трудно устоять от всевозможных соблазнов и выдержать все непредсказуемые удары судьбы. Это удаётся немногим… Саша Чернецкий из тех, кто не только устоял, но и окреп при этом. Несмотря на болезнь и все непростые перипетии своей жизни.
Он не просто выстоял, а ещё и своим примером дал понять очень многим, что существует иной выход. Есть немалое количество разных людей, которые, уже находясь на грани, слушая Сашу на записи и особенно видя его на сцене, понимали, что можно найти и другие пути-дороги. Не боюсь быть банальным – это Вера, Надежда и Любовь, и их мать София, именно ими пронизано всё творчество Чернецкого. Ведь «жизнь стоит того…». А быть или не быть сволочью не только по отношению к окружающему миру, но и к собственной судьбе – каждый решит для себя сам. Надеюсь, что эта книга поможет сделать правильный выбор». (с)
Из интервью Александра Оникова для книги «Жизнь стоит того…»:
Как и когда музыка появилась в твоей жизни?
Я родился в Харькове, но детство и школьные годы прошли на Донбассе, в городе Красный Луч Ворошиловградской области. С музыкой я был знаком с юных лет. Отец обладал хорошим баритоном, отлично пел и был еще меломаном. У него был старый проигрыватель «Дніпро» и порядка 125 пластинок. По тем временам это было очень круто. Л. Лещенко, М. Магомаев, М. Кристалинская, «Весёлые Ребята», «Песняры», «Синяя Птица». Чуть позднее появились миньоны «Rolling Stones» и «The Beatles». Частенько родители собирались с соседями поиграть в карты, послушать музыку и попеть. Среди всех моих братьев каждый умел на чём-то играть. Я хотел быть барабанщиком и ходил постоянно с палочками, стучал по чём ни попадя, за что мне часто перепадало от матери. Но барабанщик из меня не получился. Меня порой чурали, что все братья играют на инструментах, а я типа нет. Я отвечал им в ответ, что, зато умею очень хорошо всех их слушать. Так я и сформировался как меломан.
В школе у меня появился магнитофон «Эльфа», а к концу 8 класса у меня уже была коллекция из 25 бобин, среди которых была классика хард-рока и арт-рока. Однажды, один из моих двоюродных братьев принёс мне бобину с записями песен «Машины Времени». Меня это перевернуло. Ого, как можно играть рок на русском языке! В 1980-м в наш город приезжает группа «Аракс» и мы с друзьями идем на их выступление. До сих пор это одна из любимейших моих групп того времени. Затем, в 1981 году к нам приезжали «Земляне» и «Магнетик Бэнд», в 1982-м – «Мьюзик Сейф» и «Машина Времени». По одной из версий, Иосиф Кобзон, который был сам родом из Донбасса, способствовал тому, чтобы хорошие музыканты приезжали в наш регион. В Красном Луче был отличный ДК, построенный ещё военнопленными немцами. Поэтому такие выступления происходили именно там.
Какое первое яркое впечатление о знакомстве с музыкантами?
В 1982 году на стадионе, где состоялся первый концерт «Машины Времени», мне удалось подарить Андрею Макаревичу блокнот со своими стихами и немного пообщаться. Но самое яркое и незабываемое – это, конечно же, второй концерт группы в городском ДК. Мне было 16 лет. Тогда без билета, который было невозможно достать, я не смог пробиться. Но я хорошо знал тайные ходы-выходы в ДК, т.к. занимался там в художественной школе. Нырнул в один из ходов. А там два майора стоят. Меня схватили: «Ты куда?». Отвечаю: «На концерт». Один из них: «Ах, на концерт?». Подходит ко мне. Думаю, проведёт, типа мне повезло… Он берёт меня за плечи, хитро улыбается, выворачивает руку и толкает вниз. Лечу навстречу неровному, бугристому асфальту. Успеваю подставить руки перед лицом, падаю, раздираю их в кровь. В этот момент выходит Александр Кутиков покурить. Увидел это, возмутился. Подходит ко мне, забирает с собой, проводит в ДК и усаживает меня на стульчик прямо в углу сцены. Вот так я попал на концерт благодаря Кутикову. Помню это на всю жизнь. Такое было знакомство с «Машиной Времени» и с милицией, которую до сих пор «обожаю».
А с Андреем Макаревичем меня судьба косвенно, но свела ещё раз в 2018 году в процессе работы над проектом АнтиАрмия «Нам не нужна война». Одним из участников был Саша Чернецкий, а организатором и идейным вдохновителем – Вадим Курылёв.
Как ты стал организатором концертных выступлений?
Моя студенческая жизнь в середине 1980-х прошла в Харькове. Туда всегда приезжала масса групп из других городов, да и сам город по праву изобиловал музыкантами. У нас в институте был партийный деятель Юрий Сакаев, который привлёк меня к организации концертов. Мы начали делать первые фестивали в Харьковском Авиационном Институте (ныне Харьковском Аэрокосмическом Институте). Тогда они гремели на всю страну. Именно с этих фестивалей пошло моё знакомство с Пашей Павловым и Сашей Чернецким.
В основном я занимался группами из других городов. Мы ездили в командировки по всей стране и знакомились с большим количеством музыкантов. Тогда я впервые привёз в Харьков донецкий «Дикий Мёд», киевский «Коллежский Ассесор», московский «Последний Шанс». Однажды я приехал в Ленинград, имея на руках всего лишь один номер телефона директора группы «Ноль» по фамилии Скворцов. Познакомился с ним, а затем с группой «АукцЫон» и многими другими. Благодаря новым знакомствам из Петербурга удалось привезти в Харьков «Патриархальную Выставку», «Опасных Соседей» и «Зоопарк». Мы также вели переговоры с Кинчевым через его тогдашнего директора Петра Самойлова, общались с группой «Телевизор». Одно из интереснейших событий того времени в Харькове – выступление «Комитета Охраны Тепла» на фестивале в ХАИ. Ныне Олди – легенда. А тогда для группы это был первый выезд за пределы Калининградской области. Никто на тот час не слышал такого исконно грязного рэгги на советской почве.
А как произошло знакомство с Майком и группой «Зоопарк»?
Это был концептуальный концерт в ХАИ. К сожалению, в те дни не было ни приличных фотоаппаратов, нет ни единой записи того выступления на фестивале. Осталась только кассетная запись «Группа «Зоопарк» на посиделках у Макса Люксембаргского, после концерта». С третьего курса ХАИ я жил в интересной лесной избушке, находившейся слева по Белгородскому шоссе, на территории пионерлагеря «Искра» от ХЭМЗ. Я там подрабатывал летом дворникорм, а зимой – кочегаром. В избушке было 4 комнаты, самая большая из них была в 24 м2. С пятницы по воскресенье у нас были пьянки-гулянки, дни рождения, фестивали, концерты. График плотно был забит на месяцы вперёд. Мы даже студенческие свадьбы отмечали… И каждое утро понедельника начиналось с мытья посуды. В понедельник были лекции, до которых мы редко доходили. Нам по определению нужно было мыть посуду, которая накопилась за три дня. Однажды во время одного «внепланового» посещения лекции в институте нам стоя аплодировал весь второй поток нашего четвёртого факультета.
Так вот, в один из дней (точнее ночей) фестиваля в нашей избушке были группы «Опасные Соседи», Паша Павлов с «Шоком» и «Зоопарк». У нас был магнитофон «Panasonic» и часовая кассета. Мы поставили её и машинально нажали на запись. Эта кассета у меня сохранилась с 1987 года до нынешних лет. Буквально только в 2012 году я её оцифровал. Спустя четверть века! И отправил Саше Чернецкому, а он уже её где-то в инете выложил… Всё тогда происходило своим чередом – пели, пили, беседовали. И это оказалась практически единственная память о том фестивале. Это была история, о которой тогда никто не думал? Не знаю, но люди делали то, что считали нужным… А как это получилось в результате, думаю, уже и не стоит обсуждать.
Как получилось, что ты стал масштабным организатором концертов, включая концерты группы «Разные Люди»?
С Сашей Чернецким я тогда не общался. Я просто был организатором концертов при ХАИ. У меня было много бобин, кассет, виниловых пластинок и я был всегда заядлым меломаном. Мы слушали альбомы Чернецкого на кассетах. Альбом «Положение дел» я вообще считаю одним из лучших отечественных рок-альбомов 1987 года. На уровне «Отечества иллюзий» группы «Телевизор». Так получалось, что в Харькове меломаны менялись бобинами, пластинками на «балке». Музыкальные вкусы менялись, и мы были рады услышать записи своих групп.
На изломе СССР, я ушёл в 1989 году в армию, с собой прихватил восемь 525-метровых бобин, на одной из которых были «Положение Дел» и «Дезертиры Любви». Вернулся через 2 года. Был конец мая, и я прибыл в Харьков. Как раз проходили концерты в поддержку Саши Чернецкого в ККЗ «Украина». «ДДТ», «Аквариум», Чиж и многие другие. Я пришёл туда, думал, увижу всех знакомых. Подошел к кассам с обратной стороны. Выходит тот самый мой напарник Юра, с которым мы делали концерты в ХАИ. Приобнимает и тихо спокойно так отодвигает меня, проходит мимо. Я тогда круто обиделся, плюнул на всё! Выпил одну бутылку портвейна до концерта, вторую – прямо на концерте. Потом я переехал жить в Белгород и не занимался ничем в плане организации до апреля 2007 года, пока не встретил Сашу Чернецкого. Он предложил «тряхнуть стариной» и вновь заняться проведением концертов. Это было с его подачи. Сначала были «Разные Люди» в апреле 2009 года с презентацией альбома «Дороги», затем «Аквариум», «Воскресение», «Калинов Мост», «АукцЫон», «Чиж & Со», П. Мамонов, К. Никольский, «Электрические Партизаны», «По.Ст.», «Декабрь» и пошло-поехало. Очень хорошо всё шло до последних лет, но ситуация ныне несколько изменилась. Продажи билетов сейчас не балуют. Но, несмотря на все трудности, творческое объединение «Артель» по-прежнему радует белгородских фанатов хорошими концертами отличных музыкантов. Спустя годы «Разные Люди» уже отметили 10-летний юбилей альбома «Дороги» на той же сцене в ЦМИ. За прошедшие годы группа выступила в Белгороде 11 раз, в том числе 25-летие встречали в платиновом составе вместе с Сергеем Чиграковым, и было 12 сольных концертов Саши Чернецкого.
Музыка так и осталась для меня увлечением и любимым хобби.
То есть вас с Чернецким можно назвать близкими друзьями?
Наверное, да. Мы стали чаще общаться. Я вольно невольно был в курсе его дел, вопросов, творчества. Мы стали дружить и общаться семьями. Это такая хорошая простая семья со своими бытовыми и человеческими вопросами и ценностями. Они живут очень скромно. При этом отдаются с любовью этому миру, гастролируя по городам и странам.
В 2009 году перед Чернецкими встал вопрос с российским гражданством. На тот момент для его получения ничего не было сделано в реальности. Было только желание. После трагических событий в «Nord Ost» двери российских консульств на Украине начали закрываться. Я взял копии паспортов Саши и Инны и поехал в консульство в Харьков. Там постоянно стояли люди с вечера и до утра. Отстоял часов пять, с трудом попал на приём. Объяснил ситуацию специалисту. Меня слушали посредственно до тех пор, пока я не достал копии паспортов Чернецких. И один парень из консульства, дай Бог ему здоровья, открыл глаза и сказал, что всё сделает для Саши Чернецкого. Он подробно расписал алгоритм, что необходимо сделать для следующего шага в Питере. Инна тогда, исходя из этой ситуации, отстояла огромную очередь уже в консульстве Санкт-Петербурга в феврале 2010 года и всё успела сделать с оформлением документов до 1 июля, пока не изменились нормативы.
Почему же вы всё-таки близки с Сашей? Есть же то, что объединяет?
Всё, что происходило в жизни Чернецкого до момента нашей дружбы, я, в общем-то знал не понаслышке. Все диски Саши и «Разных Людей», которые выходили по стране, у меня есть. Собирал всё, что можно. Просто из творческого интереса это переросло в личное. Мы часто ездили друг к другу в гости. В друзья я не набивался. Это произошло само собой волею судеб. У нас одинаковые взгляды на мир, на жизнь. У нас даже детство было одинаковым. Саша безумно любил отца и рассказывал, как они с 1970-х годов смотрели все футбольные и хоккейные матчи. Вели таблицы турниров, как и мы с отцом. С детства я с уважением относился к футболу. Не любил его смотреть, но с большим удовольствием играл из-за адреналина. Играл в армии за команду своего авиационного полка. Я не фанат и особо сам футбольных фанатов не люблю. Однажды мне удалось побывать на матче «Шахтер» (Донецк) – «Динамо» (Киев) на «Донбасс-Арене» в Донецке. Матч идёт, страсти кипят, а я представляю, что внизу не мяч гоняют по траве, а стоит сцена и на ней «Разные Люди» рубят в полный рост! Но фанаты ревут, киевские орут матерный слоган со словами «Х*й вам!», при этом находясь в зоне, ограниченной металлической сеткой. После матча киевлян увозят на железнодорожный вокзал в сопровождении целого милицейского кордона, от греха подальше. Рок-н-ролльные фанаты другие. Они приходят не просто «козу» поставить. Они не допускают драк и разборок, разбираются в творчестве, в музыке и на порядок интеллектуально выше.
А что в его характере такого? Чем Чернецкий берёт?
Это, прежде всего, честный, порядочный и справедливый человек. Он боец. Кто ещё в таком состоянии пробовал выйти на сцену? Таких как он – в стране один. По силе и воле духа. Саша не стал популярным музыкантом, он стал культовым. Чиграков стал именно популярным. Игорь Березовец заметил его и предложил сотрудничать. Но для меня лучшая супер-группа всех времен – это «Разные Люди» в любой ипостаси, в любом составе. Лучшая группа СССР.
По меломанским планетарным критериям Русского Рока как глобального явления нет. Но все мы понимаем, что в стране есть нечто. Саша для меня по уровню восприятия в унисон с Юрием Шевчуком. Чернецкий не великий гитарист. Сложной техники игры у него нет. Он берёт своей энергетикой, своей харизмой. Поэтому, даже когда он выходит на сцену просто с акустикой, он поднимает зал. И трёхчасовой концерт проходит с ощущением сорокаминутного.
Можно ли сказать, что питерский состав «Разных Людей» неустойчив? Там ведь постоянно меняются музыканты?
Питерский состав нельзя назвать неустойчивым. Чернецкий сам говорит, что «Разные Люди» – это формация. Впрочем, как и «Аквариум». Вокруг Бориса Гребенщикова сколько было музыкантов? Десятки. «Разные Люди» – это, прежде всего, Саша Чернецкий, и вокруг него тоже много музыкантов, надевших майки «Их выгнали отовсюду». Это великие люди, но главный мозговой центр – Саша. Когда есть сильный лидер, музыканты консолидируются вокруг него. Как сказали однажды Вадим Курылёв и Андрей Васильев, что никогда бы не могли представить себе в 1991 году, что будут когда-то играть «у этого пацана, в его группе». Они безумно уважают Сашу. И это уважение всегда – поступки. Это спущенный с этажа на этаж Курылёвым стул на время репетиции туда и обратно. И если надо, они и Сашу понесут. Есть замечательный человек Максим Зорин, который снял практически все клипы «Разных Людей», некоторые клипы «ДДТ» и «Алисы». Максим может заменять периодически отсутствующих музыкантов, которые гастролируют в это время с другими группами. Смена состава происходит в силу ситуации.
Само название «Разные Люди» имеет глубочайший философский смысл. Если бы мы были все одинаковыми, всё было бы скучно, серо и однообразно. В одном слове «разные» – заложено всё. Ты послушай песни. Они простые, но они разные, но сколько же силы и веры в их текстах и саунде? Альбомы «Superбизоны», «911», «Акустика» выверены досконально. После смерти Юрия Морозова, записавшего их, альбом «Дороги» звучит жестче. А вот, например, альбом «Чернец» вообще по-другому звучит. Саша следит за аранжировками, а музыканты в курсе того, что с каждой песней необходимо делать. Михаил Нефёдов как-то сказал, что после записи альбома «Мы вообще не репетируем». Удивительнейшие люди, уникальные музыканты… Или взять харьковский состав, когда на юбилейных концертах, всего лишь после 40-минутного саундчека, люди круто играют. Даже если они захотят лажануть, у них не получится. Это профессионализм – независимо от состава «Разных Людей».
Если бы Чернецкий остался в Харькове, на твой взгляд, как бы сложилась его судьба?
В Харькове Саша, думаю, не смог бы реализоваться. Он уехал оттуда, как и Чиж, не от хорошей жизни. Если бы он остался в Харькове, не было бы тех альбомов, которые мы сейчас знаем, любим и понимаем. Возможно, не было бы написано и множество тех песен. Питерский воздух способствует и благоволит творчеству. В сложные времена на Украине харьковский рок оказался в жопе. Что сейчас от него осталось?
Да и на жизнь Саше надо было как-то зарабатывать. Если Паша Михайленко и Олег Клименко нашли себя в коммерции, то какой из Саши коммерсант? Чем ему заняться? Где те вагоны, которые ему выгружать? Поэтому отъезд из Харькова на мой взгляд – абсолютно верный и взвешенный шаг. Хотя он был и нелёгким…
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=1347
или с помощью QR-кода: