Кроме того, что в 2014 году взяли интервью у тогда ещё существующей группы «По.Ст.», перед выходом и презентацией их альбома «Стихии»; отдельно поговорили с Денисом Гончаровым и теперь – с гитаристом группы «По.Ст.», (которая перевоплотилась в группу «Ст.Оп.»), – Вадимом Мышко. Уже в 2016-м говорили конкретно о знакомстве и давней дружбе с Чернецкими. О создании музыки, альбомном творчестве и эпизодическом сотрудничестве с «Разными Людьми». Всё, что можно познать глазами харьковского музыканта.
Из интервью Вадима Мышко для книги «Жизнь стоит того…»:
Как произошло физическое знакомство с Чернецким?
Это страшная и очень мутная история. Короче, там Сане надо было (он тогда практически не ходил) поехать на Южный вокзал, встретиться с другом по больнице – то ли дагестанец, то ли грузин, то ли армянин. Они лежали в одной палате. Саша он попросил Петю Белецкого найти человека с машиной. А у моего отца была 21-я «Волга», на которой я ездил. Короче, договорились ехать. А по дороге я встретил одноклассника, который нас в дым вообще…! А я же так за руль не сяду! Он то сказал: «Через 4 часа будете как огурцы». И мы поехали туда: «Саня, извини, машины нет, но возьмём такси». Можно было подумать, что он сам такси не возьмёт!
Так знакомство и произошло?
По большому счёту да! Отвезли его к проходящему поезду «Ленинград – Баку». Он всего 15 минут стоял. 15 минут поговорили, и поехали назад. Ну, а потом до утра на кухне – «джаз-класс».
На его концерты до этого ты не ходил?
Почему? Был в ДК ХЭМЗ» в 1992-м году, после чего мы с Климом очень хорошо познакомились. Душевно! Он нас после этого ещё записывал. Петя же вообще был любитель-тусовщик. Со всеми знакомится, особенно, когда чуть-чуть бахнет. У него улыбка, на которую нельзя не повестись, «чеширский кот» такой. Бабы ведутся. Ну, и Клим повёлся (это шутка).
У нас точка в районе второго таксопарка, недалеко от авторынка «Барабашово». Мы там репетировали и затащили Клима на точку, после концерта, «накирячились» как полагается. Сначала с Климом познакомились. А потом он меня куда-то с собой таскал.
Клим уже занимался тогда профессиональной записью?
Тогда они альбомы все писали, кто в Москве, кто где. Но у Клима в то время уже была своя студия. Мог, короче. Он грамотный звукоинженер. Очень соображает по педалькам, компрессорам, бас-гитарам, гитарам, записи вокала. На двухкассетник записывал. Где-то записи на кассетах сохранились. А с Сашей мы познакомились через 2-3 года, после знакомства с Климом.
Вы встречались на концертах?
Группа «По.Ст.» тогда ещё не играла. Я в её составе с 2003-го. В 1990-х мы с «Разными Людьми» не играли. В 2005-2006-м – сыграли в Москве. В харьковском клубе «Жара» мы потом играли, но это всё потом. А в 90-е мы просто дружили. Моя мама Инну до сих пор очень сильно любит. В своё время мама достала через свои каналы три упаковки лекарства. Тогда с лекарствами была проблема, а Сане нужны определённые лекарства, которых на Украине вообще не было. Чернецкие были рады и счастливы. Ну, это чисто дружеские отношения, а плотного контакта в плане творчества не было.
Как можешь описать историю Чернецкого и то, через что ему пришлось пройти? Он изменился?
Не могу сказать, что Саша тогда и сейчас – два абсолютно разных человека в плане творчества. Я не говорю, что альбом «Чернец» – дворовая музыка, но рок-н-ролла как такового там не осталось. А тогда – да! Но 80-90-е – другие времена. Он тогда был в нужное время в нужном месте. Ну, а как человек, во-первых, он душевный, добрый и сильный. В плане мысли – сильный, физически-то понятно, что там… С одной стороны, вроде, как человек – инвалид, а с другой – у него такая сила воли, что мама не горюй, чтобы это всё пережить. Не воспринимаю Сашу инвалидом. Воспринимаю человека не то, в каком физическом состоянии он находится, а по его делам.
Мог ли Чернецкий реализоваться здесь, в Харькове?
В тот момент абсолютно нет. Да и сейчас, то же самое. У нас вообще ситуация с украинским шоу-бизнесом очень плачевная. Очень. Поэтому, надо куда угодно, только отсюда.
То есть, по твоему мнению, не помог бы и Киев, где они писались пару раз?
Абсолютно. На Украине просто нет такого понятия, как бизнес. Есть кидалово и желание заработать быстрые деньги. А так, чтобы делать какие-то большие долгосрочные проекты… Таких не встречал. Даже раскрученный Кузьма Скрябин. Человек вполне вменяемый, с головой. Мы с ним играли. У него был проект для денег и был проект для души.
Часто слушаешь музыку, творчество «Разных Людей»?
В последнее время нет. Как попадётся под руку. В основном, музыку слушаю на работе. У меня там включено лос-анжелесское интернет-радио. Абсолютно, всё, что хочешь можно там услышать: европейскую, американскую, африканскую, китайскую, кантри и т.д. Без всякой рекламы, целый день. В машине стоит rap, дома – «Rolling Stones» – шесть альбомов по кругу.
Твоё мнение по изданию антологии Чернецкого на дисках. Стоит ли поднимать срез творчества в таком объёме?
Во-первых, в руках его видел, по-моему, один раз. Мне его Инна дала подержать. А что мне о нём думать-то? Пусть выпускает! Достаточно массивный набор. Много часов музыки. Дело в том, что кому-то это надо. Это делается же не просто ради реализации. Это товар, за который они живут. Почему бы и нет.
Есть покупатель – есть товар. Я к этому подхожу только с этой точки зрения. И всё. А зачем? Если люди просят – да пожалуйста! За ваши деньги – любой каприз.
Питерский состав «Разных Людей» периодически менялся. Почему это происходило, твоё мнение?
Это вопрос больше к Сашке или к людям, которые туда входили. Скорее всего, по многим причинам. Но, в основном, семьи нужно кормить. Например знаю, для чего я занимаюсь музыкой сейчас. Мне уже 40 с кепкой. И музыкой деньги не зарабатываю. Мне просто это нравится. Для меня это наркотик 20 с лишним лет. Если музыку заброшу, начну бухать. Поэтому у меня есть музыка, которая держит. Жена на это смотрит: главное, чтоб не бухал. Не знаю, почему приходят, но знаю почему остаются в рок-н-ролле. Не знаю, почему у «Разных Людей» менялся состав. Ну, посмотришь на афиши, у них и концертов не так уж и много. Саня чаще играет акустику. Приходишь и играешь этот багаж за 30 лет.
Наблюдаешь за публикой на концертах? Можешь ли описать аудиторию, которая приходит на Чернецкого?
Когда прихожу к кому-то на концерт, прихожу слушать музыку. Не скачу, не кричу, а становлюсь где-то в углу и просто наслаждаюсь. Я ищу место, где хороший звук и сижу там, никого не трогаю, спокойно слушаю. Публика по-разному приходит. Есть те, кто отвязываются, есть те, кто приходят послушать. С возрастом оно как-то утихомиривается. Силы в ногах больше нет. Хочется больше комфорта. И чисто потребительское отношение.
Знаешь, в последнее время вообще очень редко вижу, что пришёл старый человек или человек в возрасте, специально, чтобы послушать. В основном приходят молодые. Когда слушали музыку только по радио, людей было очень много. Сейчас, поскольку народ уже пересытился, на концерт приходят закоренелые фанаты, большие любители всего этого дела.
Сейчас собрать зал в 500 человек – это уже бомба. Надо быть очень раскрученным человеком, чтобы за тебя ввалили продюсеры кучу денег, тогда соберёшь. А так люди 15-20 лет неплохо играют, а в зал приходят 20-30 человек. Я говорю о Харькове. Многие приходят просто отдыхать и получать удовольствие. В клуб идут с деньгами. По крайней мере, последние 2 года у людей денег нет.
Рефрен «Рок-н-ролл – это не работа». Можно ли рассматривать Сашин случай, руководствуясь этим принципом?
А для него – работа! Причём, он работает, и что мне в нём нравится и преклоняюсь, он работает от души и всегда выкладывается. В написании песен, гармонии у меня есть к нему претензии в последнее время, а в плане подачи на концерте – нет. Он ремесленник и это его ремесло. Саня не музыкант, это однозначно. Высоцкий тоже поэт, но не музыкант. Не певец, но стал легендой. Человек выкладывает мысли в упрощённом виде.
Раньше у нас тут и Клим был (он и есть) – очень хороший музыкант; Чиж играл – вообще, как композитор и аранжировщик обалденный. Они Сашкины вещи приводили в хорошую форму, а то, что потом… Андрюха (Худой) классный тоже – мой учитель по гитаре, он тоже это всё привносил. Курылёв абсолютно из другой песочницы; более художественный. А Чернецкий – такая грубая форма, грубые мазки, надо ещё уметь их обтесать.
У каждого мастеровитого человека есть свой почерк. Слушаешь альбом «Супербизоны», и слышно, что играет Худой. Свой почерк и слышно, что Чиж есть.
Но и Худой, и Чиж работали при записи альбома «Чернец».
Но там уже нет этого. То ли подход такой, то ли гармонически Саня иссяк. «Чернец» – это подъездная музыка. Может там какие-то мысли есть, но сейчас подхожу к тому, что сначала слушаю музыку, а потом слова. То есть я сначала прослушаю всю музыкальную композицию, а потом – второе, третье прослушивание – начинаю слышать, о чём человек поёт.
Предположим, возникнет ситуация, когда молодой человек, может быть ребёнок, может быть, зрелый человек впервые слышит фамилию Чернецкий. О чём его песни и для кого?
Во-первых, сказал бы, что о нашей жизни. О жизни человека, который прошёл тяжёлый путь. У Сани много автобиографичных песен. И эти песни о том, как жил человек. Жил, выжил и пытается до сих пор жить. Как это ему удаётся, не знаю. Его песни прошли через него самого. Он не стихоплёт, не ремесленник. А для кого? Прежде всего – для умных людей. Человек, который особо не заморачивается, это слушать не будет. Ему это не нужно. Это слишком тяжело. Эти слова – для умных людей. Музыкально там в последнее время для меня, как музыканта, интересного там ничего нет. А старые вещи очень даже классные. В новых – не минимализм, а скорее примитивизм.
Есть много музыкантов, которые шпарят очень много коммерческого, подписали контракты и надо каждый год выпускать по альбому. Некоторые останавливаются и потом десять лет выступают со старыми песнями, либо просто уходят из жизни. Может ли Чернецкий остановиться и перестать писать?
Стоп, хватит? Навряд ли. Это работа. Есть надо что-то. Надо кормить Инну и Соню. Ну, и опять же, Саня из такой породы, его так воспитали папа с мамой, он человек, который работает. Вот ты сел, остановился – уже труп. Просто ходячий труп. А пока двигаешься, пока что-то создаешь, тогда и живёшь. Вообще, он художник, которому постоянно надо что-то придумывать. Не знаю, как в плане творчества. Ну и знаешь, как это плохо или хорошо, но, если оно как-то ещё идёт, ещё не остановилось, значит, ты ещё живой.
В какой части альбомного творчества «Разных Людей» ты видишь взлёты и некую эволюцию музыкальной каллиграфии?
Дело в том, что у них каждый альбом абсолютно разный. Это как берёшь алмаз и начинаешь его крутить, и у него каждая грань имеет свой оттенок. То есть все альбомы абсолютно разные, их нельзя даже сравнивать между собой. Первое что мне попалось – «Дезертиры любви». Он какой-то рафинированный получился, но при этом, имеет право на жизнь, на звучание. Следующий «Буги-Харьков» тоже совершенно другой. Там Чиж уже поёт и звук другой. То есть, чтобы сравнивать, нужно чтобы альбомы были сделаны в одинаковых условиях, а поскольку у нас год от года что-то меняется, у них все альбомы с абсолютно разным звуком. Есть альбом «Нас рать». Безумно сырой. И сам звук меня просто не прёт. И есть альбом «Не было». Два альбома. Вроде бы песни одинаковые, но это два абсолютно разных альбома. Подача разная, и с художественной точки зрения, и по качеству звучания.
Переключаюсь на другие, рядом стоящие. «Comeback» не берём. Там большое влияние Чижа. А «Супербизоны» и «911», в принципе, состав один и тот же. И звук один и тот же. Писали у Юры Морозова. Можно сказать, что продолжение один другого и не отличаются друг от друга. На этом для меня музыка закончилась. Потому, что у Сани песни закончились. Может, кого-то прёт, а меня перестало.
Группа «Разные Люди» является для меня одной из самых аутентичных. В том плане, что нет замысловатости в концертном звуке, есть в художественном. А это профессионализм. Сделать много музыки минимумом инструментов, чтобы это было хорошо, должна быть очень грамотная аранжировка и грамотная работа звукоизвлечения, чтоб сыграть так, как задумал.
И в концертном плане тоже самое. Они играют в классическим рок-н-рольном составе, в котором люди играли с 1950-х: две гитары, бас, барабаны. Ну, сейчас у них ещё гармошка. Будешь уметь играть – всё будет хорошо, не будешь уметь играть –будет не очень, сколько бы примочек не включил.
Вы приняли участие в трибьюте Кубышкину. На твой взгляд, будет ли интересен общественности в будущем трибьют «Разных Людей»?
Идея трибьюта Кубышкина – давняя. Насколько помню, нас попросили, и буквально, через 2-3 месяца песня уже была записана. И трибьют вышел аж через 6 лет.
По поводу «Разных Людей». У Худого и Клима есть несколько интересных рифов. То есть это любители рифовой игры. Мне нравится. Там рифы просто бесподобные, оригинальные. Почерк есть.
Трибьют Чернецкого и Чижа – отдельная история. Это архипелаг людей-новаторов. Каждый же видел. Как могли, бренчали, писали, выражали свой дух. Теперь будет сложнее ситуация. Нужен ли современному обществу вновь звучащий Чернецкий с другим вокалом? Трибьют, скорее, люди воспринимают как памятник человеку.
Не понимаю, зачем, например, Курылёву делать трибьют? Сам выступает, очень классно пишет песни, божественные аранжировки. Посмотреть на свои песни с другой стороны? Зачем, если есть оригинал? Потом, трибьют – это сделать песню и использовать её в коммерческих целях.
Историю с песней «Гопники» для трибьюта Майка Науменко, слышал, да? Это аранжировка группы «Сланч». Зайди и послушай. Она есть в интернете. Очень не люблю кавер-версии потому, что их нужно играть не как в оригинале, её надо по-своему сделать. А по-своему надо делать, когда у тебя есть свой стиль, своя манера.
Трибьют – это сборник кавер-версий. По мне, интереснее слушать и смотреть, либо делать. Если ты не художник, а ремесленник и просто делаешь копию, то зачем заниматься фигней и делать так, как она играется в оригинале.
У группы «По.Ст.» есть песня «Весло», в которой есть голос Чернецкого. Расскажи об этом.
Ну, мы у Клима писали песню, и Саня был в Харькове. Денис Гончаров сказал: «А давай пригласим!». Кого-то тогда ещё хотели пригласить, сейчас уже не помню кандидатов, но Саня пришёл, напел, причём сразу сказал: «Пацаны, дайте текст, дайте послушать и пишем!». Ну не то, что пишем, а 5-6 дублей он спел. Из них выбрали более-менее нормальное.
Есть ли чему поучиться молодым представителям живой музыки, пусть это будет рок или акустика, авторская песня, конкретно у Чернецкого? И чего не хватает современным исполнителям?
Учиться – это уметь понимать. Берёшь, как многие поэты заимствуют стилистику или манеру у других. Читают, изучают, разлагают на молекулы, понимают для себя и применяют в своём творчестве. То же самое здесь. Если кто-то будет сидеть и разбирать на молекулы творчество Чернецкого… Поучиться? Не знаю даже. У Сашки такая манера исполнения… У Чернецкого можно поучиться размышлять. У него очень здравое мировоззрение.
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=1347
или с помощью QR-кода: