Меня радуют встречи с детьми музыкантов. Особое настроение и интерес. Причем, главный – насколько ребёнок перенимает темы и ценности родителей, наследует и несёт их по жизни. Или это мой вымысел? Думайте сами. Одной из моих удивительных встреч стала встреча с Владом Кубышкиным. Это сын ещё одной творческой единицы Харькова – Александра Кубышкина.
Вот просто жил человек, добрый, отзывчивый и с талантом писать песни о жизни. Работал в метро, потом на стройке. После необратимой трагедии на работе, спустя 15 лет выходит уникальный диск. На диске два его акустических альбома и трибьют, где известные люди рок-н-ролла, включая Чернецкого и Чигракова, исполняют песни этого автора. Это интервью одно из первых для книги «Жизнь стоит того…».
Из интервью с Ириной и Вдадом Кубышкиными для книги «Жизнь стоит того…»:
Ира, как в твоей жизни появилась музыка?
Я была рядом с музыкой. Так получилось, что мой первый муж был музыкантом. Мы познакомились с Сашей в 1990-е. Я пришла на акустический концерт Чижа в салон «От винта!» со своей подружкой. Стояли и курили перед началом. Подошли Паша Павлов и Саша Кубышкин. Стали говорить о музыке, весело шутили и спрашивали зачем мы пришли. Потом подошёл Чиж. Мы ещё несколько раз встречались в том же салоне и Кубышкин проявил инициативу.
Саша жил сам в 3-комнатной квартире. Поэтому здесь были все. Сергей Кочерга и весь актив группы «Тихий Уголок». Паша Павлов жил на Северной Салтовке. Чернецкий жил неподалеку от метро Студенческая. Потом здесь поселилась я, будучи студенткой физмата. Ушла от родителей, которые не поняли сначала что происходит, а когда поняли, стало поздно. Маме не очень-то нравился мой выбор, т.к. для дочки «всегда хочется дипломата». С музыкантами больше познакомилась именно тогда, когда вышла замуж. А потом родился Влад.
А разве вы с Кубышкиным не жили в 602-м микрорайоне?
В 602-м микрорайоне Кубышкин жил с Сергеем Кочергой и Чижом в конце 1980-х. Это была квартира одноклассника Кубышкина – Вадика Гарбуза, который переехал в Киев. Когда Чиж приехал в Харьков, ему какое-то время негде было жить, и он перебрался со своей женой Ольгой. Кочерге выделили отдельную комнату. Они с Сашей репетировали в «Тихом Уголке». Когда они переехали на Северную Салтовку, то ничего не изменилось. В соседнем доме жил Олег Рауткин и Саша Масленников, который тоже что-то писал, но не особо выступал. Творчество кипело в квартире Кубышкина. Жёны выгоняли, все толпились, и я была вынуждена знакомиться с музыкантами. Некоторых пыталась отрезвить и промыть им голову, что дальше так жить нельзя. Не все это понимали, и я тихо, спокойно к этому относилась.
С Чернецким вы познакомились тоже в вашей квартире?
Нет. Впервые я была на концерте «Разных Людей» в ККЗ «Украина». Увидела живьём, а до этого слушала только записи. Очень меня зацепили песни «Ворон» и «Волкодавы». Трудно объяснить, но мне нравились жёсткие песни. Училась в физмате. Там было много мальчиков. Поэтому первая моя любимая группа была «Metallica». Ну и дальше «Алиса», «ДДТ». Но с Чернецким мы стали близки, когда у меня родился Влад, а у них через пару лет – Соня. Как жена стала общаться с Инной. Время было тяжёлое. У нас была стиральная машина, у них ещё что-то. Когда Чернецкие перебрались в новую квартиру на Одесской, мой муж помогал им делать ремонт. Есть нечего, работы не было. Ну и приезжает Кубышкин домой с сырниками и приветом от Инны. Иногда не было денег, чтобы даже доехать и помочь с ремонтом. Поэтому жили очень сплоченно и дружно – «ты мне – я тебе».
А как же дружные посиделки с Чернецким у вас дома? Было ли среди них то, что больше всего запомнилось?
Было конечно. Приезжал друг Чернецкого из Америки, и я тут всех принимала. Звали всех в гости. Было много любителей Сашиного творчества, и мы все громко пели песни, играли на гитарах. Приезжала милиция и тоже с удовольствием слушали. Нас знал весь микрорайон и все соседи. Всё это записывалось на видео. К нам приходили незнакомые люди просто послушать со своей выпивкой и едой. Было очень много людей, ночевавших здесь штабелями. Тогда воровать было нечего, да и людям было не до этого. Дверь никогда не закрывалась. Все это происходило в соседней комнате, которая у нас за спиной. А потом, в начале 2000-х, когда «Разные Люди» уехали с гастролями в США, они были в гостях у этого американца, в его семье.
Не было чувства, что я сижу со звездой. Чернецкий располагал к себе, будто ты его знал много лет. Было ощущение единства. Обычно, после спетых авторских песен, мы пели украинские народные, переходили к застольному репертуару. Саша Чернецкий был тихим, спокойным и добрым. На сцене всегда вылазила его натура и эмоция. А в жизни постоянно домашний. Любил пошутить и рассказать. Всегда мыл посуду и убирал со стола.
Есть ли в творчестве Чернецкого то, что помогает понять его характер?
Александр Чернецкий с его творчеством либо нравится, либо нет. Воспринимаешь его целиком, либо нет. Мне он очень понравился. Если веришь и остаёшься, это твой человек. В нём нет полутонов. Он есть таким, какой есть со своими идеями и мыслями, жизненной силой и стержнем. Люди, которые слышат его впервые, уже не могут остаться равнодушными. Будут повторно приходить и говорить, что хотят его слышать. Это честные и кричащие песни о жизни обычного человека.
Самое главное – с Чернецким можно идти в разведку. Его не надо брать на проверку. Никогда не предаст. Он на твоей стороне. Как бы ему не было больно физически, он умудряется дарить поддержку молча, ничего не делая. Очень важно понимать, что в случае чего Саша всегда рядом. Особенная черта в нём – никогда никого не обсуждал, не злословил. Ни о ком не сказал и не подумал плохо. После концертов, он до последнего всем подпишет диски и поговорит. Я его спрашивала, как он так может. А он: «А почему ты думаешь, что этому человеку не тяжелее чем мне?». Он добр ко всем людям и это – его жизнь. Он морально идеален, несмотря на рок-н-ролл. Саша считает, что вокруг в мире должны быть именно такие люди – добрые и честные. И он учит простой любви ко всем. Учит принципу «не суди». Внутренняя мощь этого человека выражается в его поступках.
Может быть не только современному человеку, но и современным семьям есть, чему поучиться у Чернецких?
Мы тогда были молодые и видели, как семьи ссорятся. Выгоняют друг друга, разводятся. Но должна быть поддержка. Ты должен понимать, зачем ты с этим человеком. Рядом с таким человеком, как Чернецкий, должна быть такая женщина как Инна, которая направит и оградит, которая не позволит черпать всем из своего избранника как из колодца эту доброту. Сашу надо охранять как вымирающий вид.
Инна может послать так, что пойдёшь по заданному направлению. Это редкое качество говорить «нет». Она его всегда ограждала и помогала. Сколько Инна может сделать сейчас, я могу делать год. Они абсолютно разные по характеру, но они вместе. По отдельности – не было бы того Чернецкого и той Инны. Это судьба. Они друг друга вполне дополняют и гармоничны как пара. Если столько лет вместе, то это о чём-то говорит. Молодёжь не справляется с трудностями потому, что нет поддержки. Механизм работает, и семья двигается вперёд, когда есть вдохновение и поддержка.
Расскажи о Кубышкине, ведь они очень дружили с Чернецким.
Для Кубышкина песни были отдушиной. Зарабатывал он чем придётся и заканчивал судьбу промышленным альпинистом. Много работал физически и это приносило ему удовольствие. Тогда нужно было зарабатывать деньги, и музыка отошла для него на второй план. Записями альбомов заниматься было некогда. После отъезда Чернецкого из Харькова, здесь вообще закрылось всё, что было связанно с творчеством – салоны, клубы. Поэтому всё заканчивалось кухонными посиделками.
Характер Саши Кубышкина невозможно изменить. Он из тех, кто отдаст последнюю рубашку и сам уйдёт. Для себя не сделает ничего. Всё делал для кого-то. Я как жена противилась тому, что он жил для всех. Если бы ты к нему пришел с просьбой починить крышу, занять денег и отремонтировать сапоги, он бы отдал свои сапоги, занял денег и починил крышу. У его песен нет времени. Наш трибьют, посвящённый Саше, я давала слушать разным людям, слушающим совершенно другую музыку. Мысли, волнующие людей в 1980-90-е годы, продолжают волновать и сейчас.
На диск-трибьют Александру Кубышкину вошли также записи двух его альбомов – «Верховина» и «Волк». Как они вообще появились на свет и как удалось их издать тоже?
Да, так и есть. У этих альбомов удивительная история появления. На части записанного подпевают Кочерга и Чиграков. Альбомы записывалась здесь, случайно, и в этой самой квартире. Когда Чиж переехал в Петербург, и решил записать альбом на стихи друзей (альбом «О любви»), то предложил Саше Кубышкину напеть несколько своих песен для выбора в этот альбом. Если бы Чиж не попросил, альбомов Кубышкина никто бы не услышал. У нас в блокнотах много не записанных песен. Но, увы, в итоге Чиж не взял тогда ни одну из его песен.
Как произошло, что всё-таки в трибьюте, спустя столько лет Сергей Чиграков исполнил песню «Снова дождь»?
Изначально «Снова дождь» хотел спеть Паша Павлов, и Чиж захотел. Но так как Чиж быстрее её записал, Паша выбрал другую – «Две гитары». Потом уже, Паша перепел почти все песни Кубышкина. Но это его отдельное творчество и другая история. Он это делает для себя. Павлов вообще очень интересный человек. Хочет постоянно что-то писать и записывать. Живёт какой-то своей жизнью и называет это: «Я занимаюсь своим развитием».
Так вот, а песню «Снова дождь» Саша Кубышкин сочинил вместе с Чижом, на 602-м микрорайоне, в Харькове. Точнее Саша спел её Чижу, и она ему очень понравилась. Ну и Чиж ее выбрал в последствии. Мне лично нравится у Саши песни: «Тихий уголок», «Две гитары», «Мама, я очень болен», но, последнюю, никто не взял для трибьюта. Кубышкин не лирик, он рокер. С виду он был добрый, светлый, а песни у него были грустные и страшные, как у Чернецкого. В жизни они показывали другую грань.
А ты была ведь свидетелем того, как пишутся песни Кубышкиным?
У Кубышкина было так, что слова у него рождались вместе с музыкой. Когда он писал слова, он почти сразу брал гитару и уже наигрывал мелодию. Было два блокнота, в которых он записывал свои песни. И последние песни из этих блокнотов он пел нам здесь. Последняя песня «Лучик». Очень красивая. Но никто не помнит, как её играть. Вот слова есть, а музыки нет. Поэтому они остались только в блокнотах и памяти. Даже нет видеозаписей.
Как родилась идея с трибьютом Александра Кубышкина и как пошёл процесс по его подготовке?
Когда были поминки после похорон Саши, сидело у нас очень много музыкантов. Паша Павлов и Дима Смирнов сказали о том, что надо что-то сделать. Но трибьютов тогда, так каковых, и не было. Первый как раз «КИНОпробы» вышел в 2000-м, и был посвящён творчеству Виктора Цоя. Я им и сказала, что, если они захотят что-то такое сделать, не буду против. Не хотелось, чтобы это оборвалось и осталось где-то далеко в памяти и на кассетах. Паша Павлов как раз загорелся идеей сделать этот трибьют.
Когда Чернецкий уехал из Харькова, Паша стал заниматься трибьютом. Виталий Новиков, наш товарищ, программист, оцифровал эти записи. Новиков дружил с нами и с Сергеем Кочергой. Тогда только появлялись компьютеры в семьях. Когда я передала Новикову записи на кассетах, он сказал, что оцифрует их. Если бы не он, то и этого бы не было. Он отдал Паше Павлову записи, и Паша стал методично ходить ко всем и предлагать записывать песни.
Спустя пару лет после смерти Саши Кубышкина, мы стали что-то делать. В помощь нашёлся человек – «дядя Боря» из околомузыкальной тусовки, который дал 300 долларов на начало проекта. Паша поехал в Питер с этими деньгами. Сначала записались Чиж и Чернецкий в Петербурге. Остальные харьковские музыканты записывались у Сергея Кондратьева, на студии «М-Арт».
Всё это было продолжительно. Денег не было. Паша Павлов привозил отовсюду различные варианты записи инструментов. Что-то терялось, что-то находилось. Затем по техническим причинам весь материал был утрачен. Собирали заново сохранившееся или вновь перезаписывали.
Многим было предложено записаться, но кто смог, тот и записался. Я носила песни Сергею Бабкину. Он сказал, что будет принимать участие, но у него был плотный график, впрочем, как и у Андрея Запорожца. Влад Кубышкин принял участие в записи «Колыбельной», посвящённую Янке Дягилевой. Александр Кубышкин был на харьковском квартирнике Летова и Янки Дягилевой. Они там познакомились и дружили. Когда Янки не стало, Саша посвятил ей песню «Колыбельная».
Правда, что со вторым мужем ты познакомилась благодаря песням первого супруга?
Это было 2006 – 2007 годах, когда группа «По.Ст.» решила записать песню Саши Кубышкина. Я нашла для Яны Пешевой подходящую песню «Безысходные песни». У них к тому моменту была своя студия и они стали записываться. Принесла им песню и пришла послушать. Там я и познакомилась со (вторым мужем, который был барабанщиком группы «По.Ст.». Вячеслав Белецкий в последствии стал тем самым дизайнером, который помогал делать обложки для трибьюта Кубышкина, а на сегодняшний день помогает Чернецкому в оформлении дизайна Антологии группы «Разные Люди».
Как происходила подготовка по изданию трибьюта? Расскажи немного о нюансах, ведь это длилось больше 10 лет от идеи к результату.
Да, всё это ходило вокруг да около, пока инициативу не взял Чернецкий и не сказал, что это надо делать. За год с Чернецким мы завершили работу над трибьютом. У Паши Павлова не хватило влияния, поэтому в этом деле нам всем помог Чернецкий. Мы как раз уже устали, а Саша подключился. Он издавал свои диски и нашел тех, кто мог их записать. Начал вести переписку. Половина людей ему точно не отказали.
Нам нужна была 1000 долларов, чтобы издать тираж дисков. Чернецкий сказал, чтобы собирала деньги и спросил: «Разве Харькову это не надо?». Я сказала, что Харькову это надо, но денег никто не даст. То есть рассчитывали на собственные силы. Издавать решили так. Обложку было дешевле сделать в Харькове. Харьковскую полиграфию, которая печатала коллекционное издание дисков «Чиж & Со» и «Разные Люди» – Один день вместе», посоветовал в последний момент Саша Чернецкий. Он же и сказал, что есть возможность записать диски и сделать накатку бесплатно в России. При содействии Александра Оникова, из Белгорода контрабандой диски переправлялись в Харьков. Когда диски были в Харькове, я стала заниматься непосредственно концертом-презентацией.
Несколько слов о концерте-презентации. Как это было твоими глазами?
После презентации месяц отходила. Это не было сложным из-за ностальгии. Была цель – закончить, чтобы что-то осталось после Саши. Что всё, что он делал – не зря. Я никогда не была организатором и думала, что мне помогут. Для меня это был стресс, т.к. приезжали музыканты из других городов и России. Выступали бесплатно, но дорогу им оплачивала я. В клубе «Akuna Matata» попросила часть предоплаты за концерт, чтобы рассчитаться с музыкантами.
28 февраля 2013 года у нас был концерт, а потом началась очередная «революция» и на следующий день в Харькове стреляли, были провокации. Меня это всё пугало. Если бы мы тогда его не провели, ничего бы не было. Приглашения получили все. Но не все смогли поучаствовать, в частности – Сергей Кривуля, Жека Кошмар, Сергей Чиграков. Если бы Чиграков приехал с акустическим сетом, то вполне хватило бы этого клуба. С электричеством бы не потянула всех. Мероприятие абсолютно некоммерческое, прибыли не могло принести. Поэтому занималась презентацией самостоятельно.
Вопрос к Владу. Влад, скажи, какие впечатления или истории у тебя связаны с Александром Чернецким?
После концерта, мы с родителями сидели во дворе на Салтовке. За столом с гитарой был Чернецкий и пел. Я уже школьник. Была ночь с 31 августа на 1 сентября. Жители вокруг были недовольны происходящим. Бросали из окон и балконов баклажаны, картошку, потом уже бутылки полетели. Приезжала милиция. Расстались мы уже где-то в 3:00 ночи. Все ушли живые и здоровые, но 1 сентября я в школу уже не пошёл и был этому несказанно обрадован.
Никогда не получается слушать одну и ту же музыку. Она то одна, то другая. Но периодически возвращаюсь к творчеству Чернецкого. Последний раз видел его на концерте-трибьюте, посвящённому отцу. Мы общались, провожали его на поезд вместе с его братом Юрой.
У Саши очень тяжёлая ситуация получилась со здоровьем, но он пишет замечательную музыку. Мне нравится песня «Водка» под настроение. Я сам для себя пою песни из гранжа («Nirvana», «Pearl Jam»), но, когда попросят, играю песни отца и Чернецкого. Его песни о жизни, как и песни отца.
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=1347
или с помощью QR-кода: