Александр Евдокимов – один из харьковчан, музыкантов из рок-среды, который в один из моментов жизни принял решение переехать в Москву и стал творческой единицей группы «Ботаника». Играя в различных группах, в 1990-е, Александр не мог не стать свидетелем развития истории «Группы Продлённого Дня», которая в последствие превратилась в группу «Разные Люди». О фестивалях Харьковского рок-клуба и о том, почему для достижения результатов порой важно уехать из родного города.
Из интервью Александра Евдокимова для книги «Жизнь стоит того…»:
Расскажи немного о себе и своей деятельности в Харькове.
Я харьковчанин, сейчас обитаю в Москве. В Харькове жил в то время, когда там жил и Чернецкий. По сей день занимаюсь рок-музыкой. Играл в разных харьковских группах, уже забытых ныне, начинал в группе «Молчальная Ночь», потом были группы «Если» и «Система».
«Если» записывали свой концерт у гитариста группы «Разные Люди» – Олега Клименко, в записи принял участие их бас-гитарист Павел Михайленко, и в одной песенке на гармошке играл Александр Гордеев. С Чернецким у нас были периодические акустические выступления, когда он пел свои, а я свои. Были совместные концерты с «Разными Людьми». Сейчас пишу песни для московской группы «Ботаника», имеющей харьковские корни. Иногда играю с ними в качестве гитариста.
Когда ты познакомился с Александром Чернецким лично?
Впервые его увидел на рок-фестивале в 1988-м. «Группа Продлённого Дня» тогда очень сильно выступила. В 1989-м состоялся харьковский фестиваль «Рок против сталинизма», где играли «Вопли Видоплясова», «Гражданская Оборона», «ГПД» и где выступила наша группа «Антоша Чехонте», понемногу превращавшаяся при моём активном участии в группу «Молчальная ночь».
В то время жили от фестиваля до фестиваля. Концертов практически не было. Я тогда совсем пацан был и очень хотел стать рок-звездой. А Чернецкий на уже рок-звездой уже являлся. Лично с Саней познакомились в начале 1990-х. Нас познакомил Юра Кононов из группы «АЯ». Тогда Юра пытался меня продюсировать и всячески продвигал. Был какой-то концерт совместный, и мы после него пьянствовали под деревьями в начале ул. Полтавский шлях. Там мы с Чернецким и разговорились.
Как всё-таки к «Разным Людям» пришла известность в Харькове? За счёт чего это произошло на твой взгляд?
Известность к ним пришла потому, что они первыми стали исполнять песни социальной тематики, что было своевременным и востребованным. Их уровня профессионализма, было достаточно, чтобы звучать лучше всех в Харькове.
Публика, приходящая на концерты «Разных Людей» значительно отличается от публики харьковского периода?
Думаю, на концерты Чернецкого в разное время ходили абсолютно разные люди. На концертах, тогда ещё «ГПД», были люди с советскими паспортами, а сейчас двадцать первый век на дворе. Чернецкий тоже стал другим. Харьковские и питерские «Разные Люди» различны. Сейчас это гораздо более опытные в профессиональном отношении дядьки. В Харькове были юноши. Всё было связано с девочками, с пламенным сердцем в груди и т.д. Тогда молодые бунтари раздвигали границы дозволенного, нынче же умудрённые жизнью мэтры передают свой опыт (совершенно разная суть происходящего). А если говорить о публике, то в 80-е и 90-е на рок-концерты ходили люди, которым это было необходимо. Это был образ жизни. Сейчас чаще приходят потребители, которые просто заплатили, чтобы скоротать вечер. В принципе Саша остался предан себе и своему предназначению. Уверен, что должен быть такой человек, как Саша Чернецкий, и он таким является.
Чтобы реализоваться харьковскому музыканту, ему обязательно надо уехать из родного города?
Группа «5’nizza» реализовала себя именно так, но у них и раскрутка была всё-таки не в Харькове. Они выезжали из родного города. Харьков в плане шоу-бизнеса очень провинциален, таким и останется. Есть один полюс – Киев и другие – Москва и Питер. Причина нереализованности харьковского музыканта простая. В столичных городах у публики есть деньги, чтобы ходить на концерты. В Харькове все те рок-концерты, которые были раньше, (не знаю, как сейчас), игрались всегда за смешные деньги. Это не заработок, а значит – хобби. Всё, что есть в виде хобби, оно и делается в качестве хобби.
Есть ли в музыкальном Харькове свой творческий почерк?
Рок-музыканты Харькова абсолютно разные. Тусовка 90-х, которая там была, до сих пор ещё не растворилась и никуда не ушла. Мне тяжело обозначить это словами, но наверняка есть почерк, который отличает. Харьков болен провинциальностью и пытается её изжить. Иногда это получается очень талантливо и необычно. До сих пор в Харькове есть масса величин, которые почему-то не прозвучали. Хотя им лет уже и лет. Например, группа Дмитрия Смирнова «Белые Крылья», которой уж больше 20 лет. Был замечательный Сергей Щелкановцев и его металлическая группа «КПП», которая продолжает жить без него. Талантливейший Сергей Кочерга – кроткий и немногословный (Чиж исполнил его песни «Дверь в лето» и «Если») рано ушёл от нас, так и не появившись на больших стенах. Жека Кошмар и «Ку-Ку» известны, но больше в «узких кругах». Паша Павлов и группа «Шок» вообще удивительно, как ухитрились остаться неизвестными: это же сколько стараний надо приложить!
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=1347
или с помощью QR-кода: