Чернецкий никогда не был для меня значимой музыкальной фигурой. Не буду кривить душой и говорить, что вырос на его песнях. Впервые услышал о Саше Чернецком от своего директора – Олена Каральника. Каральник – олдовский харьковский чувак, который знает всех абсолютно, и он мне часто рассказывал про Чернецкого. А у меня всё руки не доходили послушать, потому что отказался от слушания всего, что мне было ранее не знакомо, чтобы случайно не слямзить. У меня одно время была патологическая боязнь что-то где-то прихватить, сплагиатить на подсознательном уровне.
Из интервью Андрея Гречаника для книги «Жизнь стоит того…»:
Про Сашу Чернецкого слышал только хорошие отзывы. Слышал, что он харьковчанин. Наверное, нас связывает, что он харьковчанин, который поступал в Полтавский медицинский институт, а я полтавчанин, поступавший в Харьковскую юридическую академию. Не знаю, поступил он или нет, я не поступил.
Он тоже не поступил. Спел на смотре самодеятельности песню «Мой друг вчера вернулся из Афгана», и его мягко скажем не приняли.
Не знал об этом. У меня были совершенно другие кумиры молодости. Саша Чернецкий в харьковской тусовке величайший человек. Есть харьковская группа «По.Ст.». Саша им помогал. Взял на разогрев в Питер, они там играли. Не знаю, как олдовая тусовка, но современная рок-тусовка (с чем сам столкнулся) от попсы уже мало чем отличается. Все про друг друга что-то знают, всё время какие-то сплетни, кто хороший, кто плохой, и прочее. Про Сашу ни одного плохого слова не слышал.
Прошло некоторое время, мы пересекались на некоторых питерских фестивалях; на отборах, где он был членом жюри. От того же Каральника привет передавал. Но тут у меня появился бас-гитарист – Макс Шашкин, оказалось, он фанат «Разных Людей». Поставил несколько песен, я подумал – да, блин, это реально круто.
В музыке ценю прежде всего честность. Творчество Саши – это честно. Это меня взяло. Причём честность не зависит от жанра. Я стал восполнять пробелы. Смотрел много видео. Меня до глубины души поразила его песня «Россия».
Потом Саша Бар, мой коллега по цеху из группы «Заземление», предложил спеть куплет его песни «Протокол». Приехал на студию, записали песню. На московской студии, мы с Сашей Баром пишемся у одних и тех же ребят, на одной и той же студии. Спел песню и, в принципе, об этом забыл, вообще. А когда вышел альбом Александра Бара, я увидел список участников и обалдел, что там Андрей Грейчайник и Александр Чернецкий.
Это из разряда того, как берут интервью по теме, а ты не знаешь, с какими людьми тебя поставят?
Да. Естественно. Но я не расстроился, а, наоборот, обрадовался и написал ему: «Кто бы мне сказал, что спою с легендой в одной песне, сам того не ведая». Саша довольно простой, общительный, честный. Пишет – вроде клёво получилось. Меня потом многие спрашивали – как там с Чернецким на студии. Отвечаю: «Ребята, мы с ним и не виделись. Когда писал песню, не знал, что он там будет петь». Думаю, и он не знал, что я буду петь в этой песне.
Получается, что в песне группы «Заземление», какую-то часть поёт Чернецкий, а какую-то Гречаник?
Да. И песня неплохая. Мне в ней текст понравился, очень рок-н-рольный. Думаю, если бы Саше не зашло, он такой человек, что сказал бы – ребята, это не моё, и не пел.
Потом, тот же пресловутый Жека Сабельфельд, который с Сашей плотно общается, и сказал: «Слушай, Андрей, тут у Чернецкого будет праздничный концерт в клубе «Меццо Форте», посвящённый его дню рождения. Мы с Сашей общались, и он был бы рад, если бы ты или «Дороги Меняют Цвет» в полном составе сыграли бы на разогреве».
К сожалению, половина состава моей группы живёт в Москве, а другая половина – в Питере, и в те даты мои ребята уехали на Родину, на Украину, в Полтаву. Но мне очень хотелось поздравить Сашу, поэтому подготовили электроакустический сэт. Саша нас объявлял. Я вспомнил свою древнейшую песню «Харьков». А Саня, что было удивительным, прямо под сценой плясал. Пою песню, смотрю вниз, а тут такая легенда, и он пляшет. Мы пообщались со всей группой «Разные Люди», перекинулись парой слов.
Потом выяснил, что, когда у меня был день рождения 15 января, Саша записал мне видеопоздравление. Там много ребят фильм поздравительный снимали. Мне было очень приятно. Для пацана, который вырос в Полтаве, и в то время на всех тех людей (Сашу, к сожалению, не знал) смотрел, как на небожителей. Оказывается, с этими небожителями можно нормально общаться. И сейчас общаемся в рабочем режиме. Могу написать этому человеку, и он мне ответит. Рад, что в моей жизни, хоть и жаль, что поздно, но всё-таки такие люди появляются.
Не буду кричать, что мы с Сашей кореша «не разлей», или петь дифирамбы. Немножко на другой музыке вырос, но это тоже моя музыка, тоже заходит. Всему, видимо, своё время. Тогда почему-то «Разные Люди» прошли мимо меня, сейчас начинаю навёрстывать. Такая же история была и с «Гражданской Обороной». Дай Бог, Саше здоровья!
Андрей, ты человек, который прожил юность в таких городах, как Харьков и Полтава. Их нельзя назвать эпицентром, хотя в Харькове и больше музыкантов, но у них нет тех возможностей выстрелить в творчестве. Ты тоже переехал в город, где есть другие возможности, и студийные, и концертные. Скажи, вот эта тенденция украинского брата перебираться в Питер или Москву, это, на твой взгляд, обязательное условие, чтобы была возможность реализоваться как музыканту?
Много давал интервью разным журналистам, и мне этот вопрос почему-то никто не задавал. Реально интересный вопрос. По поводу перебраться, всё вроде так. Там хорошие студии, но ты же сам понимаешь, что сейчас даже в домашних условиях, если у звукорежиссёра есть уши, то можно записать что угодно. То, что мы сейчас пишем в Москве, мы же не пишем на студиях-супермиллионниках. У нас просто хорошие ребята, знающие, как делать звук. Мы сюда не ради хороших студий приехали. Не ради концертов.
Считаю, что делать классную музыку можно даже на острове Змеином, про который идёт спор с Румынией. Дело не в Питере, и не в Москве, и даже не в Украине. Ведь здесь самое важное для музыканта – оторвать жопу от стула. Поехать и дать концерт в соседнем городе, потом ещё в каком-нибудь другом городе. Это знаешь, как проверка, на что вы способны ради своего рок-н-ролла, ради своей идеи. Ты же понимаешь, что эти столицы – Киев, Питер, Москва, как мясорубки. Они перемалывают человека. Это со стороны кажется – вот уехали в Киев, и у них сейчас всё в шоколаде, на радио появятся. А ведь никто не знает, на что живёт музыкант. Знаешь, сколько у меня здесь знакомых музыкантов, которые листовки днём раздают по Москве?
Так что, в целом, всё равно, где находишься, в Великом Новгороде или в Полтаве, если готов – подрывай жопу и поезжай в гастрольный тур, себя показывай. Для нас этот было сложно. Помню свои первые шаги, когда нам сказали, что мы поедем выступать в Харьков. Этот город для меня, как другая Вселенная была. Когда первый раз приехал, реально пересрался. А сейчас уже до Сибири доезжал, до Нижневартовска.
Это проверка, на что ты готов, тебя испытывают. Вспоминаю старую притчу, что есть дурак, который лежит на печи, и есть дурак, который с неё слез и обошёл хотя бы раз. Так вот этот дурак уже умнее, того, кто лежит и не встаёт. Много же талантливых групп и в моей родной Полтаве. Не говорю про проекты, где вкидываются бабки, для малолеток. Много классных групп, но ребята просто сидят на жопе и ничего не делают.
Пока мозг думает, жопа уже приняла решение?
Но не у всех. У многих задница ждёт команды от мозга. А мозг всегда ссыт. Что касается музыки, есть такое понятие – сначала делай, потом думай. Или как сказал кто-то из великих – делай, что должен, и будь, что будет.
У тебя сейчас директор – Игорь Чернышёв. У него много разных групп. Если отмотать плёнку назад: вот ты музыкант, у которого нет директора, и музыкант с директором, у которого к тому же есть опыт работы с другими группами. Отличается ли внутреннее состояние от того, что было, и что есть сейчас. Что нашёл, что потерял?
Сложный вопрос. Здесь дело не в личностях и не в директорах. Олег Каральник свою миссию выполнил. Я ему очень благодарен, очень люблю. Мы общаемся, поддерживаем отношения, периодически советуюсь. Но в какой-то момент наступил период, когда выше себя прыгнуть не можешь. Как Лёха Никонов поёт: «расстаются по-человечески».
Игорь Чернышёв – прекрасный директор, делает всё, что нужно, но за всё то время (это если давать совет каким-то музыкантам) – ребята не надейтесь, что директор сделает за вас всё! Здесь опять самое важное – не сидеть на жопе. Главное самим действовать, потому что директор – ваш помощник. Прошли те времена, когда люди верили – вот придёт какой-то продюсер, вы тут играете рок-ролл, а он за вас всё сделает. Надо работать в связке с директором.
Олег-то в Харькове, а Игорь здесь. У Игоря есть ещё замечательные «7Б», «Cаsual», он на всех находит время. Но тем не менее, и мы не должны сидеть и ждать, что вот папа придёт, возьмёт за ручку и отведёт на концерт. Это наше общее дело. Директор, когда может, выезжает с нами. Олег хороший, Игорь хороший. Но, когда Игорь решил нами заниматься, он прямо сказал: «Андрей, только не думай, что я волшебник на голубом вертолёте, который прилетит и покажет кино. Если мы начинаем работать вместе, то завтра ты проснёшься знаменитым». Я это принял. Это действительно так. Поэтому понимаю, что тоже не должен сидеть на какой-то прокуренной кухне, писать песни и ждать, что вот придёт какой-то директор и сделает мне хорошо. Наверное, раньше я об этом подозревал, а теперь убедился.
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=1347
или с помощью QR-кода: