Надо сказать, что Дмитрий в теме квартирников первый в Петербурге. После конца 1980-х в России первая вспышка этого творческого жанра произошла в начале 2000-х. Ровно 16 лет назад, перед переездом, тогда ещё на Невском проспекте, Дима организовывает на счастье соседей концерт группы «Зимовье Зверей» прямо в комнате, где жил. Потом перевёз эту атмосферу в новую квартиру вместе с домашними концертами, винтажными посиделками, общением с сотнями исполнителей, роялем… Воспитал дрессированного кота Микки. До сих пор всё так и остаётся. Саша Чернецкий сыграл 12 квартирников с 2006 по 2016 год у Гороховского. Мы пообщались с Дмитрием и узнали об особенностях квартирников Чернецкого. Приходите в гости!
Из интервью Дмитрия Гороховского для книги «Жизнь стоит того…»:
Ты коренной житель Петербурга. Помнишь ли, когда впервые узнал о Саше Чернецком?
Не знал о нём до того, как стал заниматься квартирниками. Очень любил творчество Чижа. Когда-то мой друг Денис Думин, с которым подружились уже на квартирниках, открыл для меня то, что Чиж поёт очень много не своих песен, в том числе песни Чернецкого. Скорее всего Денис меня и натолкнул на мысль пригласить Сашу на квартирник, точнее подсказал, что это возможно.
Что первое услышал из записей? Ничего особенного, не торкнуло или что-то удивило?
По записям не могу сказать, что что-то запомнил, а вот когда живьём увидел, тогда уже по-другому воспринимал. Впервые живьём услышал на концерте памяти Юрия Морозова в тогдашнем клубе «Орландина», в 2006-м. Я тогда работал там. В том же, 2006-м году состоялся первый квартирник Саши у меня дома.
Само знакомство с ним помнишь?
Хорошо помню, как например Башаковым познакомился лично, а с Чернецким – почему-то нет. Это странно. Видимо настолько гармонично всё было, что не ощутил и не запомнил. Помню его отдельные квартирники, посиделки после концертов. Ещё запоминалось, когда яркие ребята приходили, которые и на большие концерты Чернецкого тоже ходят. Одни, например, спрашивали, можно ли файеры жечь прямо в квартире… Конечно, никто их тогда не жёг, но вопрос был загадочный.
Значительное количество Сашиных квартирников в Питере проходило у тебя, и они были одними из самых посещаемых?
Да. Даже из Москвы зрители приезжали компанией. Утром приезжали, вечером на квартирник, ночью обратно. Были люди постоянные, которые всегда ходят на Чернецкого. Квартирники очень разные. Раньше были пошумнее, позадорнее. И всё равно каждый отличался по атмосфере. Саша тоже в разном настроении бывает.
Как различал настроение?
Такое ощущение, что иногда ему легче петь, иногда сложнее. Не знаю, с чем это связано. Может с физическим состоянием. Могу только предполагать. Видно, что иногда у него прям легко идёт, а иногда не очень, тогда особенно нужна поддержка зала.
Как для тебя работать с ним на этапе подготовки?
Как правило, он приходит сразу к концерту, и всегда готов. Пришли – включились – начали концерт. Нет такого: «здесь поострее, здесь посветлее, и вообще мне всё не нравится». С ним легко на +100%. Когда с подключением, когда без подключения, микрофон, гитара, стул – и вперёд! Он никогда не создаёт проблем, напряга. Просто не умеет этого делать.
Он всегда выступает сам?
Да. Он всегда один выступает. Изредка Инна Чернецкая подпевает.
Через тебя проходит очень много стихов, текстов современных исполнителей. При таком потоке и большом объёме информации есть что-то такое, что отличает творчество этого человека?
Я думаю, банально говорить о внутренней энергии, как он заряжает людей. Это всё очевидно. По текстам очень всё тактильное, понятное. Как будто ты читаешь книгу, хороший рассказ. Нет метафизических фраз. Ты просто читаешь как Джека Лондона, Чехова, проживаешь эту историю, которая есть в песне. Это есть не у многих. Книга может быть с хорошими словами, но неинтересной, не твоей. А можешь читать книгу тебе подходящую, с которой уходишь в другой мир, переключаешься. Так у меня с песнями Чернецкого. Там я полностью в истории, которую он рассказывает.
На квартирниках ты чаще находишься за пределами комнаты, где проходит концерт?
Да. Всегда. У меня свое место сбоку. На концертах Чернецкого я его не покидаю, ни на кухню, никуда – стараюсь слушать внимательно весь концерт.
Реакцию других людей наблюдаешь?
Да, чем как раз моё «географическое» расположение мне нравится. Вижу и музыканта, и публику. На его концертах никогда не видел, чтобы кто-то, например, в телефоне что-то писал или в интернете сидел.
Такое бывает?
Да, конечно. А здесь люди знают, зачем они пришли, смотрят ему в рот, подпевают, само собой, покачиваются в такт. Люди в песне. Их внимание полностью на Саше.
Когда год назад впервые посетил твою гостеприимную квартиру, я увидел эту атмосферу на кухне. Люди могли быть и впервые, но очень непринужденная домашняя атмосфера создается от Саши, Инны. Сидят на кухне как будто десятки раз так было, но точно не в первый. Всё очень свободно. Это каждый раз происходило с квартирниках, или публика всякий раз создаёт новую тональность?
Конечно, и публика создаёт. В какой-то момент компания может сложиться непринужденная, потом могут появиться люди, которую эту обстановку тянут на себя. Конечно и Инна не последнюю роль играет в происходящем в закулисье Чернецкого. Она – полноценный его директор, контролирует ситуацию, оберегает, заботится. Видимо она как-то понимает его физическое состояние, когда что-то можно или нет, когда лучше отдохнуть и побыть одному, или он готов пообщаться с большим количеством людей. Инна очень чутко и очень чётко понимает его физические и эмоциональные потребности в каждый момент.
Были интересные люди, которые запомнились на квартирниках у Саши?
Не скажу, что были известные (по крайней мере мне), но были люди интересные. Не знаю всех по именам. Есть завсегдатаи. Они достаточно шумные. Уже знаю их в лицо. Знаю, что если придут, то будет градус накала высокий. Есть люди даже немножко назойливые. Есть человек не знаю откуда, но знаю, что он полковник. Преданный фанат. Возил Сашу на машине, на квартирник. Мы с ним очень душевно пообщались.
Репертуар его всегда одинаковый, с которым приходит к тебе на квартирник?
Есть песни, без которых его не отпускают.
А его квартирники сами по себе отличаются от других исполнителей? Продолжительностью, накалом, перерывами?
Они всегда дольше, чем остальные. Такое ощущение, что Чернецкий бы пел без конца, если бы было можно. И то, если обычно я прошу заканчивать в 22:00, то Саша всегда поёт до 23:00, и уже приходится несколько раз говорить, что всё мол, заканчивать нужно, соседи… Всегда на перерыв он идёт курить и все идут с ним, окружают его. Он всё время в окружении людей. Бывает в большинстве наоборот – музыканты стараются спрятаться, а Саша весь на виду и до концерта, и после.
Твоя мама, Ангелина Эдуардовна, всегда общалась с музыкантами. Была ли встреча Саши с мамой?
Да, и мы с ней всегда говорили о Саше после квартирников. Саша всегда вспоминает о ней, когда ко мне приходит. Даже после того, как её не стало, всегда говорит, какой она была светлой, поднимает тост за неё. Благодарен за это ему очень. Мне запомнился момент, когда после концерта он уже уходил, они обнимались, и мама плакала. Мама всегда очень ждала его квартирников.
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=1347
или с помощью QR-кода: