Это завершающее интервью. Своеобразная точка на теле книги. Мы пробовали договориться о встрече несколько лет назад. Но не случилось. Потом традиционное: «Что я могу рассказать нового?». Затем моё ответное смирение, которое переросло в несогласие. Есть люди, без слов которых книга никогда не будет завершённой, полноценной. Соня Чернецкая. Если вам интересно, прочитайте. Могу ошибаться, но похоже, что это первое большое интервью дочери Александра Чернецкого.
Из интервью Сони Чернецкой для книги «Жизнь стоит того…»:
С какого времени ты себя помнишь в Харькове?
В Харькове мы жили до 2000-го. После переезда в Питер, конечно, возвращались, чуть ли не каждый месяц. Мне было 3 года. Поэтому всё перемешалось в памяти. Слабо помню, фрагментами. Считала, что жила в Харькове. На самом деле, спокойно ездили туда-сюда. В Питере всегда: «До побачення» говорила, когда из садика уходила. Там все по-русски говорили. Ходила в садик, через дорогу, рядом.
Когда произошла идентификация, кто папа? Ведь не у каждого ребёнка родители музыканты.
Кажется, всегда это знала. Разве только в сравнении с кем-то. У кого-то ведь мама – бухгалтер. Спрашивают: «А у тебя кто папа?» – «Музыкант!» – «В смысле?». Теперь-то никого не удивишь, что папа – блогер, например. А в начале 2000-х знакомишься с кем-то, заходит разговор, и выясняется, что папа – музыкант. Это странно. Спрашивали: «А твой папа что делает?» – «А он играет музыку». А то, чем занимаются – всегда же было понятно. Ездили вместе, брали меня на все концерты. Опять же, где меня оставить? Знакомых нет. Бабушки все в Харькове.
У тебя остались воспоминания из закулисья? Выходила и читала стихи со сцены, в клипах появлялась. Ты проявляешься в «Разных Людях».
Так мы всегда семьёй! Всегда втроём идентифицировались. Помню все эти клубы и как там было. Это сейчас курить нельзя. Охранники выгоняют. А тогда никто никого не выгонял. Помню, мама влетала в гримерку: «Что вы курите? Здесь ребёнок!» – «Какой ребёнок? Откуда он здесь?». А я где-то там сплю. Ни музыка, ничего не мешало. Из-за того, что всегда была в этом, другого не знала. Мне всё нравилось. Не думала: «Оставьте меня дома. Не могу, хочу сидеть дома и играть в игрушки!». Мне всегда было по кайфу.
Пересматриваешь видео-хроники, чтобы вспомнить о чём-то?
Специально – нет. И так всё помню, наверное. А что не помню – и ладно! Обычно сидела где-то и во что-то играла. Тяжёлыми были утренние пересадки на поезд, на самолёт, долгие поездки на автобусе. Это всё не очень.
В Америке другие часовые пояса. Я училась во втором классе. И меня не пускали в клубы. Там для людей открыты бары с 21 года. Моложе не пускают, ID проверяют. То есть, вообще никто не понимал, что я ребёнок музыканта: «Ну и что, что музыканты? У нас такие законы. Нам всё равно». Но мы как-то уговаривали. А возвращаешься в Питер – там курят и фиг знает, что происходит.
Нельзя сказать, что у тебя скучное детство. За эти годы ты увидела достаточное количество городов, стран и людей. Что думаешь об этом?
Мне казалось, так и должно быть. Если бы вырвали ребёнка из его обычной жизни, наверное, он бы вообще удивился. А это моя обычная жизнь – всё в купе.
Помнишь, когда отец спел первые строчки, посвящённые тебе? Как к этому в целом относишься?
Он всегда нам с мамой играет песни. В основном лирические. На какое-то 8 марта спел «Моей девочке 10 лет». Я не самый открытый на эмоции человек. Всегда смущаюсь: «Ну, не надо! Зачем?». Ну и, как советовать? Ведь из песни слов не выкинешь! А вообще, у мамы как-то папа спрашивал совет. И последние песни нам недавно пел на кухне. Их ещё нигде нет.
Чем для тебя отличается отец и почему?
Когда начались все эти больницы, меня ещё на свете не было. Потом начался второй этап таких же больниц. Хотя и так было понятно, что что-то из-за меня там сломалось, когда играли в футбол. Зато играли же в футбол. Но всегда было видно, что это каждодневная борьба. Хотя, какое там каждый день? Каждый день – это уроки делали, в школу ходили, на концерты ездили.
Ты чаще всего находишься в окружении нестандартных людей, которые занимаются музыкой. Вся эта тусовка помогает тебе в чем-то в жизни?
Ну, у них, как минимум, интересная жизнь. Для них это, конечно, уже работа. Но это пример того, как люди добиваются того, чего хотят. Можно жить, и не думать о том, что вот ты в 6 вечера уйдёшь с работы, и тогда твоя жизнь начнётся. И так каждый день. Ещё эти люди все очень разные. Пишут откровенные песни, а по сути-то человек-то совсем другой оказывается. А ты этого и не знаешь, пока не общался, не видел вблизи.
Какие песни отца слушаешь сегодня?
Да всё слушаю, даже не знаю, какие выделить. Все песни знаю и люблю. Какие-то мне, больше нравятся в записи (уже могу себе позволить сказать такое). Что что-то мне в записи не нравится, а нравится вживую.
Эти песни ведь не на каждый день?
У меня эти песни не для какого-то определённого момента. Вдруг попадётся та самая песня и ты вообще расслабишься. Едешь, например, в автобусе, а тебе грустная песня попадается. И что теперь? Грустить? Нет! Просто в плеере ставлю лист на «перемешивание» и слушаю всё подряд. Иногда вообще слушаю отдельные песни. Есть песни, которые вообще не слушаю, потому что слишком тяжёлые и личные. Не говорю, что они плохие. Просто мне тяжело их слушать.
Отец в жизни и в песнях – разный?
Это не тот случай (как уже говорила), что люди поют одни песни, а на деле они совсем другие. Красивые слова говорят, а узнаешь человека, и думаешь: «А это точно он написал?». У отца – всё как есть. Знаю изнутри, что ничего не выдумано.
Какие твои музыкальные предпочтения? С чего началось и что сейчас?
Началось на Салтовке, в Харькове. У меня детский стульчик и передо мной стоит альбом «Мазохизм» и диск с альбомом «Группы Продлённого Дня», где паук на обложке. Во втором классе у меня появился МР3-плеер, и первые песни на нём были папины, конечно же «The Beatles», потом «Сплин», «Би-2», эстонцы «Avenue», песни Чижа и что-то такого типа. Наверное, все думали, зачем ребёнку плеер? И потом там была всякая чушь, которая постоянно менялась. Что-то непонятное, что тогда было модно. О чём-то можно поговорить в школе? «Red Hot Chilli Peppers», «Green Day» пришли гораздо позже, в средней школе, и на концерты их, понятное дело, ходила. Но, опять же, по концертам сложно судить, не каждый концерт в России. В последнее время их стало меньше.
Что для тебя музыка?
Музыка – это то, что сопровождает меня абсолютно всегда. То, что не оторвать, не отделить от моментов, когда грустно или ещё какие-то. Дома с детства всегда играла музыка. Это часть жизни. Какую-то одну эмоцию выделить невозможно. Всегда, со школы, как плеер появился, так и слушаю. И дома слушаю. Включаю, когда что-то делаю.
Ты рассматривала себя в качестве музыканта? Потому что на концерте к 50-летию отца, ты вышла и сыграла с «Разными Людьми» на бас-гитаре.
Да. Я играла, и в группе играла, и какой-то концерт был у нас. Я уже говорила, что достаточно закрытый человек. А когда играешь с кем-то, надо делиться своими эмоциями. У меня не получается играть даже с самыми близкими людьми.
С отцом ты, наверняка, играла в домашних условиях?
Кажется, даже не репетировали. Я играла, слушала, подыгрывала. Потом пришла в Concert Hall Aurora, там мне Паша Борисов ещё что-то показал, и как-то вышло. Может быть, один раз мы с папой сыграли дома. Боюсь, что что-то будет не так. Поэтому, сыграла только в одной песне и меня как-то вообще не напрягло. Хотя абсолютно не слышала, что играла, потому что отошла дальше, к барабанам. А играть в группе «Разные Люди», чтобы постоянно, нет. Какие там женщины? Это суровый мужской рок. Ну, как? Я не впишусь! Да и как-то: «Моей девочке 10 лет», а я играю. Не вижу этого никак. Должна быть какая-то гармоничность. Что же мне: «Русскую тоску» или «Нехватку» играть?
Остаются ли у тебя, на сегодняшний день какие-то импульсы оставаться в музыкальной индустрии? Если не в качестве музыканта, то кого именно?
Да, наверное. Мне это всегда было интересно. Знаю изнутри всю концертную деятельность, например. Сейчас работаю по специальности, но это оказалось не то чтобы интересно, я эколог. Ещё фотографирую для музыкального портала. Это мне нравится. Тоже отчасти творчество.
Музыка «Разных Людей» для современных молодых людей что-то может значить?
Эта музыка вечная. Она не на одно поколение. Там задеты темы, которые будут актуальны всегда. Но так, чтобы специально кому-то говорила: «Послушайте!» – нет. Характер такой, не получается кому-то рассказать. Хотите – слушайте, не хотите – не слушайте. Я слушаю и мне нравится. Моя подруга, например, любит «Земляничные поляны». Как-то она сама нашла. Ну, это не то, чтобы она всё знает. Я бы, конечно, была рада. Но вообще не встречала людей своего возраста, которые бы слушали что-то такое. Это не про «Разных Людей» конкретно. Хотя бы тех же «ДДТ». Мне кажется, я просто не встречала таких слушателей. Не знаю, где они прячутся. На концертах их вижу, но в жизни мне они как-то не попадаются.
На тебя произвела впечатление история любви родителей?
Такой поддержки – ещё поискать. В моей семье настолько себя отдавали друг другу. Я даже и примеров таких больше не вижу, из ряда вон. Куда ещё больше? Это, конечно, невероятный пример! Люди расходятся из-за меньших проблем. А тут!
Как реагируешь, когда люди узнают по фамилии, кто ты?
Да как-то не часто такое случается. Помню, где-то на даче в Харькове, девочка всё автограф просила, чтобы у папы взять. А так я рада, конечно, мне приятно, что узнают. Не за себя, конечно, приятно, за папу и за группу.
Каким образом тебя включили в процесс записи песни «Пусть сегодня никто не умрёт!»?
Не знаю, как это всё случилось и чья это идея. Помню, что это было на студии, которая на Васильевском острове, в прекрасной лютеранской церкви. Мне там нравилось всегда. Кто-то из музыкантов выходит покурить, а за ними – те, кто играет на органе. Послушал орган, потом послушал что-нибудь другое. Волшебное место!
Помню, обиделась, когда как-то мама проговорилась, что: «Здесь должен быть наивный лажовый детский голос». Расстроилась. Понимаю, что мне тогда было мало лет, и не занималась вокалом. Сразу записали, без репетиций.
Кто из музыкантов, окружающих отца, больше всего повлиял?
На этот вопрос даже не знаю, как и отвечать. Ну, как это можно определить? Это со стороны проще определить. Больше всего вот, папа удивляет.
Хочется быть такой же сильной и такой же доброй, честной и открытой. Не каждому дано. Кажется, не встречала таких людей. И время поменялось. Все стали немного другими, возможно, скрытными.
Чем для тебя ценен Харьков, а чем Петербург?
После переезда было так: «Надо немного побыть в Питере, и, наконец, домой». Харьков – дом. Там всё приятное, родное, тёплое. Не знаю, может, в Питере люди какие-то другие. Может, погода не такая. Но мне здесь всегда не нравилось. Всегда хотелось вернуться. Сейчас в Харьков с удовольствием езжу. В Питере насыщенная жизнь, музыкальная в том числе. Здесь – работа и лечение. А там просто хорошо. Там – для души.
Есть ли что-то, о чём не спрашиваю, но, как тебе кажется, это важно в контексте книги? Что бы тебе было важно прочитать в грядущем издании?
Уже много читала из того, что выкладывалось в сеть. Очень много интересного, из истории того, как это всё развивалось. Особенно интересно читать о том, что было до меня. Харьковские истории читаю с удовольствием. Интересно, что люди думают об этом всём.
Помню, как Андрей Васильев забирал меня из садика и у него почти не получилось. Только переехали в Питер. Родители в больнице. А меня по очереди забирали Андрей Васильев и Наиль Кадыров. И вот, пришла очередь Васильева.
Он пришёл, мол, за Соней Чернецкой. А я такая думаю: «Скажу, что не знаю его. Что будет?» Воспитательница ко мне подходит: «Кто это? Знаешь?». Отвечаю: «Нет. Мужик какой-то. Не знаю». А потом подумала, что теперь в садике придётся ночевать. В итоге меня всё равно почему-то ему отдали. Домой, наверное, не хотела.
И был момент, когда мама лежала в больнице и мы жили с папой. Мама нам выделила денег на еду и всё самое необходимое. И уже на следующий день деньги закончились. Потому, что Соня пришла, накидала в корзину шоколадок и всякой фигни, а добрый папа всё купил. Зачем нам макароны? Ребёнок хочет шоколадок.
Насколько вы близки с отцом и менялось ли ваше общение на протяжении жизни?
С папой мы часами сидим и разговариваем, и никогда не ссоримся. С мамой все разборки (шутка). А с папой никогда. Никогда не обижалась на него. У нас всегда отличные отношения. Мне никогда ничего не запрещали. Вот, только на гимнастику не отдали. Мы всегда на равных. Никакого сверху вниз. Наверное, потому что всё время с ними. Не считалось, что я именно тот ребёнок, которого нужно от всего ограждать.
О чём песни отца?
Они из разных периодов. Есть совсем ранние – о политике и социалке. Сейчас эти песни уже не все актуальны. Он пишет всё больше о взаимоотношениях, о людях, о собственных переживаниях. Они о жизни больше. Это, наверное, звучит банально. Не нужно глубоко копать. Просто послушал один раз и что-то понял для себя.
Через благотворительные фестивали «Разные Люди. Рок-музыканты помогают детям» прошло большое количество разнородных исполнителей. Что их объединяет, и как они оказываются среди выступающих?
Да, кто-то им вынес мозг и уговорил. Той же Кате из «IOWA» папа долго рассказывал, о том, какая она молодец и благодарил. Но это правильно. Это то, что называется доброта, открытость, которая мало уже у кого есть. И главное, никто отцу не может сказать (из тех, кто его не знает), что вот «ты, мол, пристал со своей фигней». Не получается, наверное.
Вот я точно удивилась «IOWA». Я вообще ожидала, что они договорилось про акустику. То есть, я представляла, что это будет акустика, которая красиво впишется. Везде пытаюсь найти какое-то равновесие, гармонию. А папа, наоборот, специально всех собрал людей разных жанров для одной цели. И это правильно. Просто мы по-разному это видим. Я бы, может, сделала всё по-другому, но, в общем-то, идея была показана на 100% как надо.
Ты помогаешь родителям на концертах. Ты не похожа на человека, который приходит тусоваться в гримёрке. Нравится ли тебе это?
Да, конечно! А как можно не помочь родителям? Как я могу прийти в гримёрку тусоваться? Тем более, если они что-то делают, как не помочь? Это как дома посуду помыть. Просто, тут все видят со стороны это по-другому, наверное, что это какие-то тусовщики, и «ребёнка таскают с детства с собой». А я же все это вижу по-другому. Обычная семья, просто в такой ситуации. Что в ней удивительного?
Инна Чернецкая утверждает, что ты «не простая». А в чём именно «не простая» и почему такие умозаключения? Я, в том числе и про экстремальные виды спорта, скейт, сноуборд, музыку и т.д. Это твои попытки уйти в спортивную среду или что-то другое?
Даже не знаю, это ведь её слова. Вообще, сноуборд – это какой-то вызов. Знаешь, когда первый раз поехала в горы, смотрела вниз и думала: «Если сейчас не съеду, здесь и останусь до весны, наверное»! Надо что-то делать, перебороть себя. Такая ситуация, когда только ты. В городской среде не встретишь такой ситуации. Не говорю, что «бороться с медведем». И это не то, что я «какая-то непростая». Это любого человека туда отправь, и любой офигеет. И это стоит того. Просто, так случайно получилось, что поехала.
И субкультуры, в этом, общем-то, никакой не было. Это больше про тягу к спорту. Я всегда любила по гаражам лазить, в футбол играть. Значит, надо дальше – на следующий уровень. С пацанами уже поиграла в футбол, теперь – дальше, выше. Нравилось прыгать. С отцом всегда играли в футбол. Он футболист. Смотрели игры «Зенита», болели. В квартире пинали мяч. Обычно я встаю на ворота. Мне это больше нравилось. Все как обычно, как со всеми.
На роликах каталась, а они за мной ходили. Удивляюсь, как он за мной ходил. Все, как у всех. Даже знаю людей, с которыми родители меньше времени проводили, несмотря на то, что у них и времени было больше, и сил.
Почему, на твой взгляд, родители не хотят, или, может, не замечают, что можно делать что-то вместе с детьми?
Кажется, у них просто нет времени на детей, у этих взрослых. А, между прочим, я как сейчас помню, дети с ранних лет начинают понимать очень многое. Попробуйте пообщаться поближе, узнаете много нового или просто вспомните, как детская фантазия и воображение превращают даже лужу в увлекательнейший аттракцион. Мне как-то всё время встречались неполные семьи, и так бывает грустно всегда. И мне все время казалось, что люди что-то делают не так. Зачем тогда семья-то? Зачем вы это делаете?
С детьми харьковских «Разных Людей» вы поддерживаете отношения, дружбу?
С харьковскими – нет. Помню, в последний раз виделись с дочкой Паши Михайленко. Это, когда мы на «Пусть говорят!» ездили в Москву, в 2008-м. Мы особо не общались. Она, вроде, моего возраста, а остальные старше. Ну, все как-то старше. Зачем им возиться со мной? А мне и со взрослыми интересно было.
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=6928
или с помощью QR-кода: