ИРИНА ВЕРШИНИНА: «СЛУШАЮ «РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ» ПОТОМУ, ЧТО ЭТО САШИНЫ ПЕСНИ»

Волнительно выкладывать фрагменты интервью, в которых есть личное. Хотя, признаться, вся эта история с книгой для меня самого безусловно стала личной. С каждым днём количество людей, читающих тексты интервью и узнающих о книге, становится больше. Ответственности ещё больше. Ну а то, что общение с каждым из 105 людей не лишено откровений и говорить не приходится. Благодарю за доверие!

Из интервью Ирины Вершининой для книги «Жизнь стоит того…»:

Вы учились вместе с Александром Чернецким?

Мы учились в одном классе и тренировались на одном стадионе «Металлист». Я тоже спортсменка, как и Саша, бывшая, если можно, так сказать. Занималась лёгкой атлетикой, а Саша – футболом. У нас был спортивный класс в обычной, общеобразовательной школе №94 города Харькова. Я перешла туда в 8-м классе из 134-й школы. Саша уже там учился. С этого момента мы начали общаться.

Вы больше пересекались на тренировках или в школе?

Пересекались в школе и после учёбы. На стадионе не так часто, потому что у них было футбольное поле, а у нас – легкоатлетический зал. Когда им разрешали использовать большое центральное поле, тогда мы могли там видеться.

Ваши впечатления и мысли о том, почему, будучи школьницей, хотелось дружить и общаться с Чернецким?

Потому что он, во-первых, мне нравился как мужчина. Я узнала, что, тоже ему нравилась от своей сестры, которая сейчас живёт в Москве, и её давних приятелей по Харькову – Эли Вайнберг, которая была с Сашей в одной компании. Оказывается, все об знали, кроме меня. Получилось так, что мы друг другу не признались в этом. Не знаю, можно ли об этом говорить или нет, но времени много прошло – думаю можно. Мне было очень интересно и приятно. Я очень сожалела о том, что, в общем-то, прошли те молодые годы, когда мы были очень близко, и в то же время далеки друг от друга.

Выпускной класса Александра Чернецкого СШ №94 города Харькова. 1983 год. Фото из архива Александра Чернецкого.
Выпускной класса Александра Чернецкого СШ №94 города Харькова. 1983 год. Фото из архива Александра Чернецкого.

Вы общались с Сашей уже после того, как он заболел? Вы наблюдали переломный момент, когда мальчик вдруг перестаёт выполнять то, что он делал, будучи здоровым?

Нет. Во время обучения в школе он лежал в больнице, по-моему, в институте терапии им. Л.Т. Малой, кардиологическом институте. Не знаю, как так получилось, что попала к нему в больницу и пошла его проведать. Там была его мама… (возможно мама мне позвонила, тогда ведь мобильных не было). Это спустя время всё известно стало, как… Плохо, что мы раньше об этом не знали… Слышала, что у Саши была проблема со здоровьем, но что настолько – не знала. Практически никто не догадывался и не предполагал о сложности ситуации. Потом он женился, и мы уже узнали через одноклассников, что у Саши такая большая проблема. Это уже было после выпуска.

Как сложилась ваша жизнь со времен школы? Так понимаю, спорт вы не сделали делом своей жизни?

Нет. До 10-го класса я занималась, потом мне надо готовиться к поступлению в институт.… Хотя мне говорили: «Вы же выступаете за институт, и Вас купят!». Но особо не считала, что я такой «товар», который могли бы купить, хотя, в общем-то, выступала за область… Но я решила это дело бросить и занялась учёбой, чтобы поступать потом в учебное заведение.

Вы можете сказать, занимаетесь ли своим любимым делом? Как жизнь сложилась, в двух словах?

Любимое дело у меня – спорт. Когда бросила спорт, была «ломка» как у наркоманов, но от стадиона. Очень не хотелось бросать, но я вынуждена была, чтобы учиться дальше. Мои родители работали в сфере коммунального хозяйства, и я пошла по их стопам, сейчас работаю в «Харьковводоканале». Сказать, что у меня были какие-то цели стать врачом, учителем или там ещё кем-то – нет, я вся была отдана спорту.

Выпуск класса Александра Чернецкого СШ №94 города Харькова. 1983 год. Фото из архива Александра Чернецкого.
Выпуск класса Александра Чернецкого СШ №94 города Харькова. 1983 год. Фото из архива Александра Чернецкого.

Немного о ребятах, с которыми Вы занимались спортом. На сколько это были сплочённые люди? Много и вы знаете друг друге сейчас, встречаетесь ли?

С одноклассниками, безусловно, встречались, но встречи, которые были с участием Саши – организовывал сам Саша, и его двоюродный брат Юра. Он умер, к сожалению, от инсульта. Мы собирались уже сейчас, все самодостаточные люди, и, в общем-то, сильные, как Саша. Себя я тоже, наверное, могу отнести к таким. Среди общего круга общения у нас не было «предателей», мы все были одинаково сплочённые. Вот когда уже подрастали, не у всех сложилась судьба. Например, у Андрея Квасова. Он был очень хорошим футболистом и играл в основном составе ФК «Металлист», но начал пить и умер. У нас несколько таких человек было в классе.

Кто-нибудь из ваших сверстников, кроме Андрея Квасова, реализовал себя в большом спорте?

Нет, таких нет. У нас были борцы и футболисты, но никто из них не стал спортсменом. Все как-то так ушли из спорта. Безлепкин! Он сейчас, по-моему, возглавляет какую-то федерацию по детскому футболу в Запорожье.

Было ли вам что-то близко из того, что пел Саша?

Саша играл совсем не ту музыку, которую поёт сейчас. Когда он был в школе, такого рока серьёзного, как поёт сейчас, у него не было. Это уже к концу 10-го класса и после школы у него потихоньку всё развивалось. А в самой школе ничего не было близкого к тому, что есть сейчас. В школе мы собирались у меня дома… У меня, кстати, была кассета из тех времён. Там были интересные песенки, которые пели с одноклассниками под гитару, в том числе, и у меня дома. Сашин брат, Юра, сделал диски с бобинных кассет.

Вы имеете в виду группу «Карбонарии»?

Нет, ещё никакой группы не было, был один Саша. Честно говоря, когда бросила спорт, к концу 10-го класса, уже как-то вообще не отслеживала, какие песни Саша пел. Они в 120-й школе, по-моему, музыку какую-то играли, не знаю, не могу Вам ничего сказать, за пределами школы – не знаю… Я же не песни слушала, а с ним больше общалась. У меня были чувства, у него были чувства. Но они как-то мимо проходили, проходили, глазами мы только встречались и всё. Никаких признаний не было. Пришла студенческая пора. Он женился, мы потерялись.

Александр Чернецкий на одном из уроков в СШ №94 города Харькова. Начало 1980-х. Фото из архива Александра Чернецкого.
Александр Чернецкий на одном из уроков в СШ №94 города Харькова. Начало 1980-х. Фото из архива Александра Чернецкого.

Что вы слышали о его судьбе как музыканта? Было ли такое, как с историями про Виктора Цоя, что вот идёт человек, который тебя очень хорошо знает, а там твоя песня, и эту песню знает не один человек, а целый район?

Было, и причём интересно, что даже из круга моего общения, абсолютно далёких от Чернецкого, взрослые, моего возраста люди, знали его. Мы сидели в компании, выпивали, говорили, и вдруг Сашина песня была пропета взрослым человеком. Это были «Супербизоны». Я говорю: «Откуда эта песня?». А он: «Это же Чернецкий!». Я говорю: «Так это мой одноклассник». Как одноклассник?! Мне было, честно говоря, очень приятно. И, когда озвучила то, что сделали диск из тех песен, которые у меня дома Саша спел, то мне говорят: «Ты же могла на этом заработать!» Так вот шутили. Честно говоря, мне нравится название «Разные Люди». Другого и не должно было быть…

На концертах была мало, в Харькове 3-4 раза, уже после «второго рождения», «второго знакомства», если можно сказать так… Когда Саша приезжал, я ходила на его концерты и мне очень нравилось. Помню, мужчины намного старше меня, лет под 70, такие совсем деды, пели, знали слова песен и были в таком восторге, что я, честно говоря, очень удивилась. Для меня понятие рок было – молодые люди, ну 50 лет максимум… А здесь взрослый дед, стоит, поёт, восхищен этой музыкой. Мне это было удивительно и очень понравилось.

Есть ли отдельные любимые песни, которые хочется периодически слушать?

У меня такого нет. Во-первых, я вообще не любитель рока, но Сашины песни слушаю, потому что мне нравится глубокий смысл этих песен. Музыку в принципе не слушаю, времени не хватает. Я не меломан и у меня нет такого, чтобы могла просто сидеть и слушать. Слушаю только потому, что это Сашины песни. Например, когда смотрю в интернете и могу послушать его песни. Но так, чтобы любимые песни, такого нет. Я искренне говорю, что могу соврать и придумать, что слушаю «Супербизоны», например. Но на его концертах меня, конечно, зажигает. Просто там обстановка приятная очень.

Александр Чернецкий исполняет песню «Тополя» на встрече выпускников класса. Харьков. 20 августа 2008 года. Фото: Влад Уразовский.
Александр Чернецкий исполняет песню «Тополя» на встрече выпускников класса. Харьков. 20 августа 2008 года. Фото: Влад Уразовский.

Саша на сцене и за сценой – два разных человека?

Не сказала бы, что он разный. Для меня он одинаковый. Мне кажется, что он искренний везде, и там, и там.

Вы говорили, что в школьную пору пели песни у вас дома. Это были какие-то посиделки с одноклассниками?

Да, взяли гитару, и приехали ко мне домой. Честно говоря, уже не помню, как мы тогда собрались, но как-то собрались.

То есть, не предавали значения, просто собрались?

Абсолютно. Просто собрались, да! Саша у нас пел, был в центре внимания, и, если какие мероприятия, Саша – всегда весёлый, жизнерадостный, компанейский, открытый. Не знаю, он был любимым человеком, и думаю – его любили все, как мужчины, так и женщины, потому что он очень позитивный, искренний человек.

Есть что-то такое, чему можно научиться у этого искреннего человека?

Конечно! Сила воли, любовь к жизни. Саша – это сила!

Встреча выпускников класса, в котором учился Александр Чернецкий. Харьков. 20 августа 2008 года. Фото: Влад Уразовский.
Встреча выпускников класса, в котором учился Александр Чернецкий. Харьков. 20 августа 2008 года. Фото: Влад Уразовский.

Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:

http://www.chernets.info/?page_id=1347

или с помощью QR-кода:

Поделиться в соц. сетях:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *