Последнее интервью для книги об Александре Чернецком и группе «Разные Люди». В беседе с Сергеем Галаниным мы коротко подвели итоги юбилея «Разных Людей», подняли темы благотворительности; сотворчества с другими музыкантами; интереса к творчеству исполнителей, поющих на другом языке; отношении слушателей, которые вероятно приходят на концерты услышать только хиты.
Благодарим Сергея за участие во многих акциях, концертных мероприятиях и фестивалях при непосредственном участии Александра Чернецкого. В данном интервью, пожалуй, отражается характер Сергея Юрьевича и его способность быть своим во благо других. В нём патологически отсутствует заносчивость и возвышенность над другими настолько, что концерты группы «СерьГа» просто невозможно не посетить. Поэтому приглашаем петербуржцев и гостей нашего города на грядущий юбилейный концерт с видом на залив 12 июля 2019 года. Специально для тех, «у кого есть уши» и тех, кто следит за выходом книги «Жизнь стоит того…». Спасибо.
Из интервью Сергея Галанина для книги «Жизнь стоит того…»:
Начну сразу с темы юбилеев. Как вам юбилей «Разных Людей»? Что в нём было для вас нового или не совсем нового?
Юбилей он и есть юбилей. К счастью, приехали практически все, кто собирался. Интересно была свёрстана программа. От нового состава – к началу. Саня как решил, так и замутил. На мой взгляд, это было интересно и хорошо. А остальное – всё как положено. Автор всё расставил. Мы поддержали. Ничего нового, всё как обычно, всё по-честному.
За день до юбилейного концерта группы «Разные Люди», вы отыграли свой юбилейный концерт. Вас часто приглашают на юбилеи других исполнителей. Как вам кажется, чего наверняка не хватает в юбилейных концертах?
Если ты соглашаешься, то заведомо настроен, что всё будет в порядке. Поэтому сложно сказать, что там может не хватать. Иногда не хватает людей, которых нет уже. Или как Худой – он жив, но прилететь не может. Вот таких людей и может не хватать.
Каким образом вы узнали о Чернецком?
Как-то в 1980-х это разносилось. По ТВ была история, когда музыканты помогали Саше собрать деньги на операцию. Тогда и музыканты о нём узнали, и страна. И о группе «Разные люди». А как я сам узнал – не могу сказать. Может пересекались на каких-то фестивалях.
Антон Чернин сказал, что после нового состава «Неприкасаемых» таких составов как «Разные Люди» больше не появлялось. Имеется в виду группа, где участники – самостоятельные творческие единицы, создающие что-то вместе. На ваш взгляд, сложно ли творить вместе, когда в группе несколько активных творческих единиц?
Да всё всегда сложно на самом деле. Главное, чтобы отношения были достойными и нормальными в группе. Остальное решается. Это касается любой группы, не только с крутым составом. Если есть взаимопонимание, дружба, всё можно решить. Обычно всё упирается в какие-нибудь амбиции, в гордыню. Если этого нет, то один ли человек пишет песни, является автором, инициатором идей или несколько человек подключается к этому – не важно.
Был эпизод, когда вы исполняли песню Сергея Чигракова «Еду-еду». Есть ли у вас предпочтения в песнях группы «Разные Люди»? Если бы вам предложили поучаствовать в трибьюте Александра Чернецкого, чтобы вы выбрали?
Саша творчески мне очень близок и понятен. Когда мне такие предложения поступают, в основном, от молодых музыкантов, с которыми где-то пересекался-знакомился, я требую, чтобы мне дали посмотреть материал, чтобы понять моё это или не моё. Если моё, то тогда я смогу внести что-то интересное. Если не моё, то тогда какой в этом смысл? В последнее время 9 из 10 таких предложений я отклоняю. Говорю: «Ребята у вас тут всё в порядке и без меня. Я вам ничего не усилю». Это если речь идёт о дуэтном варианте.
Что касается Саши, то тут можно браться за любую песню, без вопросов, потому что в песне для меня главное – слова. Чтобы я мог их произносить, и чтобы люди, услышав это, мне поверили. Поэтому тут никаких сомнений быть не может. Когда мы занимаемся таким видом творчества, ломаем музыкальную тему не потому, что хотим выпендриться, а потому что в этом есть смысл. В мелодию слова надо утягивать аккуратно. А вот музыку можно кардинально ломать. Поэтому и готов взяться за любую песню Саши, даже если тема не совсем моя как: «Сигаретный окурок». Я не курю, но от этого можно абстрагироваться и спеть доходчиво, не обманывая. Я ведь начинал курить, но бросил. Потом опять начинал-бросал. Этот яд не прижился во мне. Но тем не менее, могу это спеть.
Хочу спросить о благотворительности в рок-среде. Вы принимали участие в нескольких Сашиных благотворительных рок-фестивалях. А как воспринимается вами общая картина с благотворительностью, начиная с СССР. Пришли ли мы на сегодня к тому качеству благотворительности, чтобы это можно было назвать «чистым», без каких-либо выгод?
Есть иногда ощущение, что некоторые концерты проводятся достаточно формально, даже не с точки зрения заработать что-то в тёмную, а чтоб поставить какую-то галочку для биографии, и этим можно было козырнуть и загордиться. Концерт – это непростой организм, дело затратное, хлопотное, если всё делать по уму. Чтобы собрать что-то сверх этих затрат – это далеко непросто.
Соглашаюсь на такое, когда доверяю людям, которые это организовывают. Или приезжаю иногда один с гитарой, чтобы своим появлением не отягощать эту смету. К Саше есть такое доверие и ещё к 2-3 моим товарищам. А когда еду к неизвестным людям, то еду один, чтобы не было расходов на группу, по перемещению, проживанию, чтобы не думать потом: «Ну и зачем подняли всю эту шумиху?».
Как это было в СССР уже не очень помню. Были какие-то концерты, но насколько это было эффективным, не могу сказать. Мне кажется, что далеко не всегда. Поэтому ко всему этому очень выборочно отношусь. Неохота окунаться под какие-то там знамёна. Если есть возможность, то лучше всего напрямую – ты и зритель. Это когда есть какая-то небольшая организация, небольшой фонд.
Или можно просто приехать, встретиться с людьми, дать бесплатный концерт в больнице или тюрьме, как иногда делаю, когда есть время. Там всё понятно. Вот – сидят люди. Никаких билетов. Приезжаю один, с гитарой. Это некая творческая встреча. Смею надеяться, что это какой-то праздник для них.
Надеюсь, что Саша в своём благотворительном фонде «Рок-музыканты помогают детям» сам всё контролирует. Или что люди, которые эту финансовую портянку разматывают, очень достойные и у них с Сашей Чернецким полное взаимопонимание.
В интервью с Кириллом Зангалисом и Сергеем Карякиным (за что вам всем спасибо), вы искренне говорили о совместной работе с Сергеем Крутиковым (Михеем), который имеет украинские корни (он из Донбасса). У Чернецкого тоже украинские корни. Есть ли у вас какие-либо наблюдения об украинских музыкантах, с которыми сотрудничали? И приходилось ли взаимодействовать с харьковскими музыкантами?
Не могу сказать. Даже не знаю, кто откуда. На каких-то фестивалях пересекались, но кто где родился совершенно не знаю. Вот даже не могу вспомнить до сих пор, откуда родом Михей. Может он из Донецка. Хотя кто-то говорил, что у него вроде есть Николаевские корни. Есть музыканты хорошие, есть не очень. Есть интересные – со своим лицом, есть – не пойми кто. Мне вот понравилась одна девочка – Наташа Смирина из группы «Pur:Pur». Саня обратил на неё моё внимание. Но она не из андеграунда и поёт более примоднёyную музыку. Интересно было за ней наблюдать.
Понятно, что везде много левых людей. Сейчас время жёсткое, непростое для любых направлений творчества. Время провоцирует, что нужно сразу же всем зарабатывать денег. Иной раз видим, что есть талантливые люди, но они теряются под таким скороспелым желанием заработать. А есть те, кто держится корней и уходят в андеграунд, и мы тоже мало чего о них знаем. Хотя вроде как с интернетом и проще стало. С другой стороны, у каждого жанра есть мейнстрим – жажда денег, гастролей. Люди начинают мутировать от своего изначального музыкального творчества. Но иногда появляется что-то интересное, стоящее, с интересными словами.
В первую очередь я обращаю внимание на слова. Поэтому и украинских исполнителей слушаю на русском, поскольку не владею языком настолько, чтобы понимать нюансы. Могу понять в целом о чем песня, но все красивости в словесных хитросплетениях пройдут мимо меня. Когда поют на русском, то безусловно, обращаю внимание. Хотя конечно, когда человек поёт на родном языке – это самое прекрасное, природное, истинное.
Cчитаю, что любой язык, если им владеть, может быть музыкальным, певучим. Даже немецкий, как показали наши друзья из «Rammstein». А когда наши поют песни на английском, я как-то теряю интерес. Ну что мне их слушать? Можно же настоящие англоязычные аналоги послушать. Я в этих словах не очень разбираюсь, да и там больше поле для этого.
Хочется верить, что в Харькове есть Сашины последователи в среде рок-музыкантов. Я уже 5 лет как в Украину не въездной, но будем надеяться, что это когда-нибудь изменится, и мы снова будем все встречаться. Но мы вот были на байк-фесте в Белоруссии и там было несколько украинских команд. Было очень здорово. Пообщались, потусовались, посидели, повыпивали. Байкерская тусовка, она цементирующая, особенная.
Есть люди, которые мыслят хитами: Чиж – «О любви», Чернецкий – «Супербизоны», Серьга – «А что нам надо». Примерно такое мышление. На ваш взгляд людям, которые пришли на концерт за хитами, попрыгать, и ждут одна-две песни, важно и нужно ли им доносить, что Чернецкий – это не только «Супербизоны»?
Мне кажется, что всё-таки сейчас на концертах не так уж всё одномерно. Сложно зазвать народ на одну-две песни. Хотя может и есть молодые исполнители, которые мощно стреляют одной-двумя песнями, и молодёжь ходит на них, а остальное – хавают под этим соусом.
Но мне кажется, что нас стали уже знать лучше, и не думаю, что у нас много слушателей одной песни. Всё-таки наши песни знают. Да, возможно они ждут, что в конце обязательно прозвучит «Гудбай, Америка», «Ой-ё», «Моя бабушка курит трубку». Но всё-таки к нам приходят люди подготовленные. Даже на своих концертах замечаю, что люди поют песни последнего десятилетия. Они достаточно свежие по сравнению с «нафталиновыми мастодонтами». Конечно, на каких-то днях города, сборных концертах могут быть люди, знающие о нас по одной-двум песням. Но на наших сольных выступлениях большинство слушателей всё-таки включены в наше творчество с головой.
Бывали ли у вас случаи, когда кто-нибудь спрашивал о Чернецком, кто он такой, и что приходилось отвечать на это?
Не припомню. Думаю, что те, кто о нём знают, так они и так всё знают. А кто не знает – так эти вопросы лучше задавать людям, близкому Сашиному кругу. Мы с ним в приятельских отношениях, и я рад, что у меня день 2 июля был свободен, и я смог приехать, повидать всех. В Питер вообще всегда радостно приезжать. И тут такая компания собралась. С Чижом мы видимся чаще, а вот с самим Сашей – значительно реже.
Я это к тому, что если кто-то вас спросит о чём его песни, что бы вы ответили в двух-трёх предложениях?
Песни о жизни, написанные человеком, который делает своё дело честно, который хочет и другим сказать: «Делайте своё дело, которое вам интересно, и радуйтесь каждому дню». Может это и есть главная формула счастья. Песня «Пусть сегодня никто не умрёт» – это такое обще объединяющее предложение, которое идёт через всё его творчество. Он ведь такой жизнелюб. Человек, который на мой взгляд (хотя могу не знать каких-то подводных камней) без уныния в душе, который таким честным отношением к делу даёт людям пример. Поэтому он так и важен на нашей рок-сцене. Мы часто подкисаем, а с этим потом идём во все тяжкие. А Саша – надёжный, сильный духом, настоящий мужик.
Не знаю, часто ли читаете книги, но этот вопрос задаю всем проверенным людям нашей старой школы со знаком качества. Что вам было бы интересно прочесть в книге о Чернецком?
Хороший вопрос. Мне бы, наверное, было интересно прочитать, кто были его папа с мамой, дедушка с бабушкой, о какой-то корневой его системе. Остальное уже потянется из этого. И было бы интересно посмотреть какие-то фотографии из детства.
Если то, о чём вас не спросил, но вы считаете нужным рассказать?
Да честно говоря, я не такой большой знаток Чернецкого, к сожалению. Как-то не получилось окунуться глубоко друг в друга, хотя мы и общались, и выпивали. Но не хотелось бы что-то придумывать. Пусть будет так. Спасибо.
Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:
http://www.chernets.info/?page_id=1347
или с помощью QR-кода: